Педагогический проект "Повышение родительской компетентности как средство ранней профилактики зависимого поведения"
Наркотическая ситуация в России динамично усугубляется. Идёт процесс «омоложения» потребителей. Сейчас наркозависимость регистрируется даже у детей младшего школьного возраста. В связи с этим возникает необходимость, в разработке профилактических мер начиная уже с дошкольного возраста. Большинство зарубежных стран столкнулось с проблемой наркозависимости намного раньше наших соотечественников, в связи с этим за рубежом существуют системы работы, где антинаркогенное обучение начинается уже в дошкольном возрасте.
Скачать проект
На данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является первичная личностно-ориентированная профилактика наркотизации детей и подростков. Поколение молодых людей, которому сейчас до 20 лет, оказывается повально вовлеченным в употребление наркотиков. “Благополучный район”, “престижное учебное заведение”, наличие железных дверей не являются больше преградой, запрет, и запугивание не работают. Идет “охота” на детей из благополучных семей.
Следует учитывать, что приобщению дошкольников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ, способствуют специфические психологические факторы. К таким факторам относится: восприимчивость, внушаемость, которые, в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых, и желанием копировать поведение взрослых могут в неблагоприятных условиях составить основу установки на употребление ПАВ.
К сожалению, современные дети рождаются уже с различными отклонениями в здоровье, причиной которых является сложная беременность, травмы при родах, неблагоприятное течение периода новорожденности. Таким образом, отклонения в здоровье, слабость нервной системы, психическая неуравновешенность так же могут быть причиной употребления детьми ПАВ.
И самым главным, на мой взгляд, фактором, стимулирующим детей употреблять ПАВ, является социальная ситуация, и в первую очередь семья. Родительские установки, особенности семейного воспитания, ценности, моральные принципы и семейные традиции, образцы поведения родителей все это оставляет неизгладимый след и формирует определенное мировоззрение у еще незрелой личности.
Семья для ребёнка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. К сожалению, у современных родителей не всегда возникает потребность задуматься над тем какое воспитание и развитие они осуществляют и к чему это может привести, чаще ждут быстрых экстренных мер, когда проблема становится непреодолимой. Обеспечение психологической поддержки семейного воспитания в современной ситуации, является одной из насущных задач, стоящих перед образовательными учреждениями.
С психологическими проблемами сталкиваются не полные семьи. Матери-одиночки несут дополнительную экономическую нагрузку, у них уже не остается сил на выстраивание гармоничных отношений со своими детьми, и дети в таких семьях испытывают дефицит общения, любви и приятия, что вызывает у них социальную тревожность, отклонения в поведении с целью привлечения внимания взрослого любой ценой.
С психологическими проблемами сталкиваются и более обеспеченные семьи. Требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что ребёнок больше времени проводит с нянями, чем с родителями.
Затрудняют общение ребёнка и взрослого и некоторые достижения цивилизации. Своё свободное время родители предпочитают проводить за просмотром телевизионных передач или за компьютером, что тоже увеличивает дефицит общения ребёнка с взрослым.
Для большей части родителей при взаимодействии с детьми характерны низкий уровень требовательности и одновременно строгость и контроль.
Современные родители достаточно информированы в вопросах развития детей и их воспитания. Этой проблеме уделяют внимание средства массовой информации. Статьи на эти темы содержат периодические печатные издания, выпускается много книг и брошюр, при необходимости можно найти нужную информацию в интернете. Но, как показывает опыт, знания родителей оказываются недостаточными, чтобы применять их для решения практических задач и возникает чувство родительской некомпетентности.
Все чаще возникает необходимость в создании родительских клубов, где родители могли бы получать практические знания и умения, которые помогут им лучше понять своего ребёнка и строить гармоничные отношения, построенные на любви, доверии и уважении. Семейная атмосфера, где ребенка уважают, любят, заботятся о его потребностях в первую очередь социально-нравственных, и будет наиболее действенной формой профилактики употребления ПАВ детьми.
Адресат
Программа адресована родителям детей старшего дошкольного возраста. Группы могут формироваться по инициативе самих родителей.
Цель и задачи программы
Цель:
Информированность родителей по ряду интересующих их вопросов, с целью создания условий для формирования конструктивных детско-родительских отношений.
Задачи:
- Актуализировать потребность участников в повышении родительской компетентности;
- Расширить возможности родителей в понимании своего ребёнка;
- Научить участников новым способам взаимодействия с ребёнком;
- Оказать помощь в реализации творческого потенциала родителей в создании благоприятного микроклимата в семье, основанного на принятии и взаимном уважении.
Содержание программы
Программа состоит из 5 занятий с родителями, построенных в форме групповых консультаций с элементами психологического тренинга. Далее по инициативе родителей занятия продолжаются, тематика выбирается исходя из запросов родителей.
Наряду с этими основными темами по запросу родителей программа может быть дополнена групповыми консультациями и на другие темы с целью повышения родительской компетентности по вопросам воспитания и развития детей. Так же проводятся индивидуальные консультации по запросам родителей, осуществляется дистанционное консультирование и оформляются уголки психолога в группах.
Методика построения программы
Занятия с родителями проводятся в форме групповых консультаций с элементами психологического тренинга, на которых применяются следующие методические средства:
- психогимнастические упражнения на создание и поддержание работоспособности, формирование позитивной эмоциональной атмосферы, на групповое сплочение;
- короткие лекции (15-20 мин.);
- групповое обсуждение;
- упражнения на овладение навыками;
- работа в парах и малых группах;
- индивидуальная работа;
- практические задания;
Краткое содержание занятий
Тема 1. Окно в мир ребенка. Поиски взаимопонимания
Цель:
Формирование мотивации и эмоционального настроя на совместную работу.
Задачи:
- познакомить участников друг с другом и с групповой формой работы;
- выяснить ожидания и опасения родителей,
- познакомить участников с особенностями и преимуществами принимающего поведения.
Тема 2. Аддиктивные формы поведения личности. Причины и пути профилактики
Цель:
Формирование представлений о формах аддиктивного поведения. Причины аддиктивного поведения и возможные пути профилактики.
Задачи:
- Сформировать представления об аддиктивных проявлениях личности, причинах, видах и факторах такового.
- Сформировать представления о том, что причины возникновения аддиктивного поведения и профилактика такового идет из семьи.
Тема 3. Типы семейного воспитания
Цель:
Осознание участниками возможности изменения стиля родительского отношения к детям.
Задачи:
- проанализировать разные типы семейного воспитания,
- исследовать установки участников, унаследованные ими в родительской семье.
Тема 4. Тревожный ребенок
Цель:
Формирование представлений о причинах тревожного состояния детей и возможностях профилактики.
Задачи:
- проанализировать причины тревожного сотояния детей
- познакомиться с формами проявления тревожного состояния
- актуализация потребности к изменению неконструктивных родительских установок, как одной из причин вызывающих тревогу у детей.
- Обучение игровым приемами упражнениям по профилактике тревожного состояния
Тема 5. Агрессивный ребенок
Цель:
Формирование представлений о причинах агрессивного поведения детей и возможностях его профилактики.
Задачи:
- проанализировать причины агрессивных поведенческих проявлений детей
- познакомиться с формами проявления агрессивности
- актуализация потребности к изменению неконструктивных родительских установок, как одной из причин, провоцирующих у детей агрессивное поведение.
- Обучение игровым приемами упражнениям по профилактике агрессивного поведения
Организационно-педагогические условия
Временные и материальные ресурсы
Программа построена из 5 занятий с родителями по 2 часа каждое. Продолжительность всей программы 10 часов. Частота встреч определяется с учётом пожеланий участников группы. Перерывы между занятиями должны быть, с одной стороны, достаточно малы, чтобы у участников сохранялся настрой на психологическое общение, с другой стороны, достаточно велики, чтобы родители имели возможность применять получаемые навыки в общении с детьми и анализировать это. Наиболее рациональным является режим занятий 1 раз в неделю. В группу может входить от 7 до 12 человек.
Занятия проводятся в отдельном помещении, достаточно просторном, чтобы участники могли сесть в круг и имели достаточно места для выполнения психогимнастических упражнений, требующих их перемещения.
Требования к квалификации ведущего
Ведущий, реализующий программу, должен иметь психологическое образование, иметь опыт работы в психологических группах в качестве участника, опыт проведения тренинговых групп и опыт работы с детьми дошкольного школьного возраста. Ведущий должен владеть навыками поддержки, активного слушания, «Я-высказывания» и применять их по отношению к участникам группы во время их совместной деятельности.
Литература
Литература для психологов
- Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2008.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. Ред. М.С. Мацковского – СПб.: Дениздат, 1992.
- Коноваленко С.В. Как подготовить ребёнка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.: Эксмо, 2003.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.
- Сиратюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н / Д: Феникс, 2006.
- Шингаева И.В. Коротковская И.Е. Программа психолого-педагогического сопровождения "Родительское счастье" СПб.: АППО 2011
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2009.
- Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/3, с. 47–54.
- Короленко Ц.П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/4, с. 17–29.
- Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, с. 8–15.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М. 1995.
Литература для родителей
- Баркан А.И. Его Величество Ребёнок какой он есть. Тайны и загадки. – М.: АО «Столетие», 1996.
- Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2008
- Васильева И. Книга сказочных игр. Волшебный сундучок. – СПб.: Речь, 2009.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2009.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Игры для задиристых детей. – СПб.: Речь, 2011.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Игры для гиперактивных детей. – СПб.: Речь, 2011.
- Плотникова Н.В. 100 и 1 игра на развитие у ребенка навыков общения и уверенности в себе. СПб.: Речь, 2011
- Настольные игры для всей семьи. / Сост. Барышникова Т. – СПб.: КРИСТАЛЛ, 1999.
- Популярная психология для родителей: 2-е изд, испр. / Под ред А.С. Спиваковской. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
- Слуцкий В.И. Мои дорогие дети. – СПб.: Речь, 2009.
- Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребёнок как личность. – М., 1994.
- Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
- Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
Составитель: Маленок О.В. Педагог ГБДОУ д/с №61 Санкт-Петербург 2015
|