Сысоева Александра Олеговна, Маховицкая Ирина Викторовна. «Использование малых фольклорных жанров в ДОУ»

«Использование малых фольклорных жанров в ДОУ»

Авторы:

  • Сысоева Александра Олеговна
  • Маховицкая Ирина Викторовна

Воспитатель ГБДОУ д/с №80 Красносельского района г. Санкт-Петербург

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, развития речевых навыков и яркой индивидуальности ребенка.

Огромная ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко может установить с ребёнком эмоциональный контакт.

Использование малых фольклорных жанров имеет особую значимость в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении. Период адаптации ребенка в детском саду является переломным моментом в его жизни. Малыши еще не понимают почему их мама привела в «неведомое место», да и еще и оставила с чужой тетей. В данный момент ребенок скучает по дому, по маме, и не имеет огромного желания общаться с другими детьми, и тем более взрослыми.

 

Именно хорошо подобранная потешка, порой помогает установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку – воспитателю.

Потешки, прибаутки, первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Дальнейшее знакомство с малыми фольклорными жанрами продолжатся с проговариванием прибауток. Прибаутки — это небольшие весёлые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. Так же, как многие другие малые фольклорные жанры (например, считалки), прибаутки сопутствуют играм, но могут существовать и как самостоятельное явление. Часто прибаутки имеют диалогическую форму, что так же подчёркивает их близость к живой разговорной речи. Как правило, они описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно.

Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек Мочить!
Радуга-дуга,

Не давай дождя!
Давай солнышка -
Колоколнышка!

Небылицы как одни из малых фольклорных жанров очень близки к прибауткам. Небылицы предлагают ребенку совершенно нелепую и даже невозможную ситуацию (отсюда и название – «небылицы»). В основе небылицы лежит парадокс. Ребенок сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что «так не бывает», учится ориентироваться в действительности, различать возможное и невозможное, реальность и вымысел.

Подрастающий ребёнок это объект «вечно двигающийся». Он становится не только объектом всевозможных игр, но и их активным его участником. Именно поэтому в ежедневной дошкольной жизни ребенка активно используются считалки.

Считалки являются неотъемлемой частью подвижных игр, так как представляю собой наиболее демократичный способ ролевого распределения. Существует огромное разнообразие считалок, которые, по сути, являются жанром устного творчества. Считалочки для детей берут своё начало в глубокой древности, по легенде, именно так выбирали исполнителей самой трудной и опасной работы, коей в те времена было предостаточно. В наше же время, считалка является одной из самых живых и подвижных фольклорных форм, она легко допускает импровизацию и отвечает стремлению ребёнка к словотворчеству. Кроме того, считалки развивают чувство ритма — ведь именно ритм организует художественное пространство считалки: отсюда параллелизм в структуре предложений, динамичные фразы и яркая концовка. Специалисты считают, что такая форма отражает психологические особенности ребёнка, соответствует его восприятию действительности.

Новым способом освоения мира ребенка становятся загадки — краткие описания предметов или явлений. Загадка представляет собой некий вопрос, на который ребёнку предстоит дать ответ. Загаданный предмет не называется впрямую, указываются лишь его признаки, причём в опоэтизированной форме: «Сидит девица в темнице, коса — на улице». В основе загадки лежит один из самых выразительных художественных приёмов — метафора. Именно использование загадок в работе с детьми стимулирует мыслительную активность маленького человека. Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится находить сходства и различия между ними. Таким образом, ребенок упорядочивает свои знания о мире.

Дальнейшее знакомство ребенка с малыми фольклорными жанрами происходит со знакомства с пословицами и поговорками. В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, так сказать готовую форму поведения. Это образные изречения с поучительным смыслом: «Сделал дело, гуляй смело», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». С помощью пословиц пытались передать новому поколению прописные истины, следование которым обеспечивало бы успех и благополучие. По сравнению с другими малыми жанрами фольклора, пословицы лишены игрового начала, зато на первый план выходит начало дидактическое. Кроме того, для пословицы характерна двухчастная композиция, в основе которой лежит сопоставление или противопоставление, и ритмически организованная форма.

Поговорки очень близки к пословицам, это меткие образные выражения, отражающие какое-либо жизненное явление. Однако в отличие от пословиц, они лишены обобщающего поучительного смысла и по форме представляют собой как бы отсечённую первую часть пословицы: «Друзья познаются в беде», «Любишь кататься, люби и саночки возить». В целом пословицы и поговорки развивают образное мышление и учат развивающегося ребёнка за внешней стороной явлений видеть самую суть.

Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, мудрость и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о будущем своей страны. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

Просмотров: 255
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Толмачёва Оксана Владимировна. «Использование малых фольклорных жанров для развития речи детей»
  • Чвирук Н. В.. Статья «Влияние малых фольклорных жанров на эмоциональное благополучие детей в период адаптации к ДОУ»
  • Пономарёва Наталья Васильевна. Методическое пособие «КУБАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, СКАЗКИ, ПРАЗДНИКИ»
  • Екатерина Кочнева. Использование малых фольклорных форм в коррекции речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР.
  • Дашкевич Ирина Васильевна. Консультация для родителей 'Особенности понимания детьми малых фольклорных форм'
  • Ковальчук Валентина Николаевна. Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
  • Буданова Татьяна Николаевна. Использование малых фольклорных форм в первой младшей группе
  • Лышнова Надежда Ивановна. ПРИОБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ КУЛЬТРЕ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ЖАНРАМИ
  • Носова Н.П, Карназеева Е.В.. Проект «Использование малых форм фольклора в самостоятельной художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста»
  • Адисова Эльвира Таймасхановна. Родительское собрание в нетрадиционной форме «Один день из жизни ребенка раннего возраста в детском саду»
  • Терещенко Наталья николаевна. «Формирование познавательно - речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Богатырева Тамара Федоровна. Пособие по развитию мелкой моторики 'Пальчики играют – ум ребенка развивают'
  • Полукарова Марина Викторовна. Психологические особенности детей дошкольного возраста на основе опыта работы в дошкольном учреждении.
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Главный Редактор. Математические считалки
  • Енина Татьяна Викторовна. Конспект родительского собрания в форме игры 'Знаю ли я своего ребенка?'
  • Каштанова Светлана Викторовна. Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Сюжетное занятие по знакомству детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Иванова Наталия Леонидовна. Использование жанров календарной поэзии в работе с детьми дошкольного возраста
  • Кулясова Юлия Алексеевна. Опыт работы «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Елецкая Наталия Анатольевна. «Модель работы с родителями, в интересах ребенка, на основе проекта: «Безопасное детство».
  • Домрачева Людмила Викторовна. «Приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество»
  • Кулясова Юлия Алексеевна. Статья на тему: Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
  • Евдокимова Екатерина Вячеславовна. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: ИСТОРИИ КАРАПУШЕК: КАК ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ?
  • Пологих Светлана Альбертовна. Консультация для педагогов Тема: Жеребьевки и считалки как «игра перед игрой».
  • Сысоева Зинаида Викторовна. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь