анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.

Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.А.Л.Жумабаева воспитатель (2 категория)
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно?
И здесь мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь дошкольного и школьного образования. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.


И не случайно,  в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования Казахстана. Как решить проблему преемственности между дошкольным  и начальным обучением? Вот об этом пойдет речь на семинаре .
Основанием преемственности являются:
развитие любознательности;
развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками)
Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:
координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.
Задачи дошкольной ступени:
Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.
Развитие инициативности, любознательности,  способности к творческому самовыражению.
Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и сверстниками).
Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности.
Задачи школьной ступени:
Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ним.
Развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).
Формирование желания и умения учиться.
Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.
Совершенствование достижений ребенка; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Основные проблемы, возникающие при переходе из дошкольной ступени в начальную, и пути их решения:
Проблемы

 

1.Смена стиля общения педагога с детьми

Пути решения
· Постепенное знакомство со школой и учителем:
- проведение ряда пробных уроков учителем начальной школы с детьми дошкольниками;
- посещение учителем в течение года различных режимных моментов образовательного процесса;
- наблюдение учителя за детьми, общение с ними в свободной самостоятельной деятельности, во время организованных занятий, досуговой деятельности;

Проблемы
2.Отсутствие единой системы оценивания детской деятельности – для педагогов ДОУ характерна оценка усилий и стараний ребенка, а в начальной школе – оценка качества результата деятельности
Пути решения

Организация и проведение:
· совместных праздников, спортивных соревнований, а также выставок продуктивной деятельности учеников начальной школы и дошкольников – будущих первоклассников.

Проблемы
3.Резкая перемена основного вида деятельности – игровой – на учебную)
Пути решения       
«Учимся, играя» – девиз учителя первоклассников.

На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ, семьи и школы актуальна. Серьезная работа по подготовке детей к школе. Педагоги совместно определяют и обсуждают круг вопросов по преемственности. Результатом таких деловых встреч является  разработка совместных действий по преемственности в плане учебно-воспитательной работы.
В 2012-2013 учебном  году  учащимися школы совместно с  воспитанниками ДМЦ и КПП проведены следующие мероприятия:
Спортивные соревнования ко Дню здоровья
«Осень, осень в гости просим» (участники:  воспитанники ДМЦ и КПП, учащиеся 4 класса).
Праздники «Новый год у ворот», «Праздник мам», «Наурыз полон солнечных брызг»
«Веселый снеговик»  (снежные постройки)
Изготовление и развешивание кормушек для птиц
Совместный недельный проект « Как вам живётся?»
Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены тесные контакты учителей и воспитателей, организован обмен опытом, постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии дошкольного и начального обучения. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения задачи преемственности.

Просмотров: 610
Категория: Подготовка к школе




Другие новости по теме:

  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Крапивко Елена Александровна. Технологии активных методов обучения в контексте преемственности стандарта дошкольного и начального общего образования
  • Алла Юрьевна Симонова. Проект презентации на тему: «Логопедическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности ДОУ и СОШ»
  • Татьяна Михайловна Чинарова. Педагогический проект на тему: Осуществление преемственности между детским садом и школой (Скоро в школу).
  • Рожман Агния Константиновна. Организация работы по преемственности детей раннего и старшего дошкольного возраста
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Полковникова Марина Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Еремеева Евгения Николаевна. РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Гуцул Вера Филимоновна. Система работы по обучению первоначальному чтению и письму в контексте преемственности детский сад — лицей.
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Макарова Надежда Фёдоровна. Конспект НОД по развитию творческих способностей у детей через партнёрское взаимодействие со взрослыми и сверстниками в продуктивных видах деятельности в подготовительной группе 'Афиша для клоуна'
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Людмила Маслова. Родительское собрание на тему: «Задачи воспитания и обучения в младшем дошкольном возрасте» Программа «От рождения до школы»
  • Балушкина Наталья Александровна. Формирование мотивационной готовности к школе детей с ЗПР как одно из направлений деятельности учителя-дефектолога ДОО
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • Лобастова Анастасия Геннадьевна. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • Архипова Алена Петровна. Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой
  • Корниенко Ольга Александровна. План работы по преемственности ФГКДОУ № 145 и ФГКОУ СОШ № 135 на 2015 — 2016 гг.
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Детская мультипликация, как средство решения наиболее актуальных задач возрастного развития дошкольников.
  • Соколова М. А.. Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой, игровой деятельности» в рамках РМО»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь