Автор: Гуцул Вера Филимоновна, учитель начальных классов высшей дидактической степени, доктор педагогических наук, теоретический лицей имени П. Мовилэ, г. Кишинёв, Молдова.
Комплексность системы обучения предполагает способ построения процесса обучения на основе «единого связующего стержня», соединяющего этап дошкольной подготовки с началом школьного обучения в первом классе.
Предложенная методика представляет собой комплексную систему обучения первоначальному чтению и письму:
I. Учет преемственности между подготовительным периодом (дошкольным) и началом школьного обучения (методика подготовки детей к школе).
II. Усовершенствование механизма чтения и письма (основная единица чтения -открытый СЛОГ).
III. Учет разноуровневой подготовки учащихся при организации дидактической системы в нервом классе, включающей:
- организацию учебного материала на интегрированной основе:
- учет последовательности введения речевого и языкового материала, включающий дифференцированное обучение (учет разноуровневой подготовки учащихся
- работу по развитию речи (активизация и обогащение словаря первоклассника);
- работу над качествами навыка чтения (правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью);
- совершенствование техники письма;
- создание психолого-педагогического всеобуча для родителей;
- учет страноведческого материала:
- диагностику трудностей при обучении и их коррекцию.
В качестве реализации разработанной программы приводим пример одного из занятий по подготовке дошкольников к школе.
Занятие. Звуки речи. Что такое здоровье? Наклонная линия с петлей внизу. Ломаная линия. Цели: 1) развитие умения вычленятьзвуки из потока устной речи; 2) овладение навыком письма элементов букв; 3) развитие логического и творческого мышления; 4) обогащение пассивного и активного словаря.
1. Орг. момент. Настрой на работу. Беседа, помогающая создать у детей представление о звуках как материи языка:
Все. что нас окружает, из чего-то сделано: стол — из дерева, книги — из бумаги. А из какого «материала» сделаны слова?
Рекомендации: чтобы все дети поняли, о чем идет речь, необходимо показать, что слово состоит не из любых звуков, а из звуков человеческой речи.
Работу надо организовать так, чтобы дошкольники сами сделали необходимый вывод. Учитель СТУЧИТ карандашом по столу и спрашивает:
- Послушайте. Услышали ли Вы звуки? Можно ли из этих звуков сделать слова?
Учитель обобщает высказывания детей и обращает их внимание на то, ч то вокруг нас много разных звуков: щебечут птицы, шумит ветер. Но из этих звуков слов не построишь. Слова «делаются» не из всех
звуков, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.
3. Дидактическая игра «Наблюдай-ка. Дети произносят звуки [а], [о|, [у], [с|, [к], [ф| и наблюдают, как при произнесении разных звуков по-разному движутся губы, и по-разному прикасается язык к различным участкам рта (у каждого ребенка в руках зеркальце).
4. Физминутка.
5. Подготовка руки к письму. Штриховка. Письмо наклонной линии с пе тлей внизу.
6. Знакомство с элементами геометрии. Рисование ломаных линий в воздухе и в тетради.
7. Физминутка (под музыку).
8. Беседа на тему: «Что такое здоровье?»
Что необходимо делать для того, чтобы сохранить свое здоровье?
- Как можно бороться с простудой? 9 Дидактическая игра «Расколдуй букву».
Чтение учителем рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква».
Анализ произношения звуков главными героями: Аленка произносила
[сыска], Мишка [хыхка]., Денис[фыфка].
Как правильно надо произнести слово «шишка»?
1 0.Подведение итогов занятия.
Что нового узнали на занятии?
Что вам понравилось больше всего?
|