Организация работы по преемственности детей раннего и старшего дошкольного возраста
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям» В.А. Сухомлинский
При поступлении в детский сад, дети ведут себя по разному: одни приходят в группу уверенно, и начинают самостоятельно играть, а другие много и громко плачут. Причинами такого поведения могут быть: отсутствие у ребенка опыта об-щения со взрослыми и детьми, отсутствие в семье режима, совпадающего с режи-мом детского сада, несформированность культурно-гигиенических навыков, нали-чие отрицательных привычек, неумение занять себя игрушкой и др. Очень часто перемены, которые происходят с ребенком (новые помещения, новые взрослые и дети, другой стиль общения), создают для ребенка стрессовую ситуацию, которая может привести к таким реакциям, как капризы, отказ от еды, психическая регрес-сия и т д.
Адаптация – от латинского «приспособляю». Социально — психологическая адаптация представляет собой приспособление личности к социальной среде. Це-лью любой адаптации является устранение или ослабление разрушающего дейст-вия факторов среды.
Снизить порог регрессии поможет преемственность двух ступеней: группы настоящей и будущей. Нужно показать детям, что детский сад не замыкается в од-ной группе. Решение данной проблемы мы видим в том, чтобы познакомить детей раннего возраста с условиями новой среды, новыми людьми постепенно.
Преемственность – связь между смежными звеньями, которые базируются на приобретенных ребенком в предыдущем звене знаниях, умениях, навыках, соци-ально-психологической эмоциональной компетентности, продолжает его дальней-шее развитие.
Исследования психологов показывают, что обучение игре, ее развитие про-исходит у младших дошкольников не через взрослого, а через старших дошкольни-ков. Играя и общаясь друг с другом, дети учатся пониманию эмоций, развивается чувство эмпатии, а именно понимание, сочувствие и содействие другим людям. Обретя эти знания и умения, малыш будет чувствовать себя уверенным в новой окружающей обстановке. Это поможет ему избежать новых стрессов при переходе из одной возрастной группы в другую.
Поэтому мы поставили перед собой цель: адаптировать детей раннего воз-раста к переходу на другую ступеньку дошкольного детства через взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Обогащать эмоциональную сферу ребенка;
- Способствовать формированию положительных черт характера;
- Развивать коммуникативные способности детей;
- Формировать чувство уверенности в общении с новыми детьми и взрос-лыми детского сада.
В первый год работа начиналась с изучения литературы о преемственности и об особенностях общения детей раннего возраста.
В ходе изучения литературы для эффективной работы по преемственности нами были выявлены следующие условия организации работы с детьми:
- Взрослые должны быть заинтересованы, увлечены, а так же уметь взаи-модействовать друг с другом;
- Необходимо создать положительно эмоциональные отношения, так как малыши легко заражаются чужими эмоциями. Увидев, как играют другие, ребенок сам включается в игру;
- Важно учитывать добровольное участие детей;
- Игры должны создавать атмосферу, в которой развивается доверие, само-стоятельность, инициатива и готовность помочь;
- Особенно важно, чтобы ребенок получил удовольствие от игры (ощущал свою значимость и принадлежность к группе, мог внести свой вклад в развитие иг-ры и взаимодействие детей);
- Игра должна повторяться многократно. Это необходимое условие разви-вающего эффекта;
- Необходимо вносить новый наглядный материал, чтобы при повторении у детей не пропал интерес к игре, так как воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое;
- Не надо оценивать детей и добиваться единственно правильного ответа, ведь постоянное оценивание со стороны взрослого мешает детям раскрепоститься, выражать собственные мысли и чувства;
- Заканчивать встречи всегда надо с положительным, радостным, веселым настроением.
В общении с малышами необходимо доступно и выразительно показывать им правильные формы поведения, вежливую речь, проявления добрых чувств и от-ношений. Воспитатель строит взаимодействие так, чтобы малыш приобрел ценный опыт общения. Такие минуты эмоционального игрового общения сближают детей и воспитателей. Для развития контактов между детьми необходимо помочь им бы-стрее познакомиться, узнать имена и внешность друг друга. Необходимо готовить детей к встрече заранее, чтобы общение с новыми детьми и взрослыми были доб-рожелательными.
Свою работу начинали по заранее составленному плану на год. План соста-вили с учетом первичной адаптации детей группы раннего возраста, которая закан-чивается к ноябрю.
Весь план подразделяется на этапы:
1. Подготовительный этап.
- На данном этапе проводятся встречи педагогов двух групп с целью обсудить особенности детей разного возраста.
- Соотносятся циклограммы групп раннего и старшего дошкольного возраста, т.е. определяются временные промежутки и виды деятельности для совместного общения детей и взрослых. Это встречи на прогулках и общение в утренние и вечерние отрезки времени.
- Проводится работа с родителями (анкетирование, родительские собрания) с це-лью узнать особенности поведения и деятельности детей вне детского сада.
2. Основной этап.
- Проводится игровая и совместная деятельность детей двух возрастов: подвиж-ные, хороводные игры, совместное творчество, развлечения, встречи для совме-стных коммуникативных и пальчиковых игр, наблюдения за трудом старших детей на прогулке.
- Взаимодействие со специалистами: постановка сказок с участием детей двух возрастов, совместные физкультурные и музыкальные занятия и развлечения, участие детей раннего возраста на выпускном празднике детей старшего возрас-та.
3. Заключительный этап.
- Посещение подготовительной группы детьми раннего возраста в мае с целью оз-накомления малышей с новой группой. Ребята имели возможность побывать в различных помещениях: раздевалке, спальной комнате и др., рассмотреть и по-играть с новыми игрушками.
- Знакомство с няней.
- Совместное чаепитие.
По итогам нашей деятельности можно сделать следующий вывод: с помо-щью развлечений и совместной деятельности дети двух возрастов сблизились друг с другом, подружились, а так же многому научились, способствуя, таким образом, их развитию и уверенности в отношениях с другими людьми. Ведь детям важно учиться быть внимательными, наблюдать за окружающими и учиться у них со-трудничать с другими, доверять, быть самостоятельными, развивать выдержку и ловко двигаться.
Положительным моментом является интеграция и взаимодействие воспита-телей и специалистов. Воспитатели групп продумывают содержание встреч, готовят детей к ним, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Музы-кальный и физкультурный руководитель создает положительно эмоциональную атмосферу.
Мы рады, что на этом встречи детей не заканчиваются. Спустя летние месяцы они продолжаются в сентябре, когда малыши уже перешли во вторую младшую группу, а первоклассники встречаются со своими любимыми воспитателями и старыми друзьями. Дошкольники и первоклассники рады друг другу и продолжают с удовольствием общаться. Это имеет огромное положительное значение для эмо-ционального комфорта младших детей в группе.
Литература:
- Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. «Социализация и адаптация детей раннего возраста», – 2003г.
- Костина В. «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста». «Дошкольное воспитание» – 2006г. № 1 (стр. 34-37).
- Пыжьянова Л. «Как помочь ребенку в период адаптации». «Дошкольное воспи-тание», – 2003г. № 2 (стр. 5-7).
- «Успешная адаптация. Как ее измерить?» – журнал «Обруч» – 2000г. – № 3.
Центр развития ребенка – Детский сад № 18 «Лесовичок»
Воспитатели: Холодова Ольга Владимировна, Рожман Агния Константиновна Новодвинск, 2015
|