МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 24» г. Орла
Переход к систематическому обучению детей с 6 лет ставит детский сад и начальную школу в новые, более тесные, чем раньше, отношения взаимозависимости. Теперь это осознают не только в детском саду, где подготовка к школе всегда являлась одной из важнейших задач, но и в школе.
Правильная речь не только один из показателей речевой готовности ребенка в школе, но и залог успешного освоения грамоты. В исследованиях Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой доказано, что письменная речь формируется на основе устной. Для успешного овладения чтением и письмом, как отмечают авторы, необходимо, чтобы у ребенка были достаточно развиты мышление, речевой слух и «особое зрение на буквы», которые способствуют запоминанию начертания букв без особого труда.
Ряд авторов (Р. Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова) в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи у детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой. Данное положение ярко демонстрируется на примере дошкольников с общим недоразвитием речи. Так, для детей данной категории характерно некоторое отставание в формировании различных видов восприятия, недостаточный уровень развития внимания, небольшой объём памяти; наблюдаются трудности в овладении мыслительными операциями, прежде всего, анализом и синтезом. Наряду с недоразвитием общей моторики имеет место несовершенство мелкой моторики пальцев рук. В связи с этим дошкольники с ОНР испытывают большие трудности в овладении грамотой и зачастую являются потенциальными дисграфиками и дислексиками.
На сегодняшний день в коррекционной педагогике имеется ряд подходов к решению проблемы формирования предпосылок грамоте старших дошкольников с ОНР (Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко), которые активно принимают в своей практике учителя- логопеды.
В МБДОУ ЦРР – детский сад №24 города Орла в логопедической работе применяется оригинальная технология обучения грамоте дошкольников с ОНР. Данная технология базируется на положительных современных коррекционно- педагогических исследований и направлена на обеспечение качественной подготовки к освоению предпосылок грамоте старшего дошкольного возраста с ОНР.
К основным задачам в работе с дошкольниками относятся:
- Формирование общей ориентировки в звуковой системе языка;
- Обучение звуковому анализу слова (определение порядка следования звуков в слове);
- Знакомство с основными качественными характеристиками звуков, установление их различной роли.
Инновационным методом разработанной технологии формированием предпосылок грамоте дошкольников с ОНР является отработанное содержание обучения, реализуемое с использованием наглядных моделей.
Важным принципом работы с воспитанниками логопедических групп является комплексность коррекционного и психолого-педагогического воздействия, что предполагает установление сотрудничества различных специалистов.
Непосредственному обучению детей грамоте предшествует комплексная диагностика речевого и познавательного развития. С учетом полученных результатов осуществляется перспективное планирование, отбираются наиболее эффективные формы и методы работы с воспитанниками логопедических групп.
Применение выше описанной технологии в рамках коррекционно – педагогического процесса позволяют добиться положительных результатов при формировании предпосылок грамоте детей с ОНР, что, в свою очередь, способствует успешному обучению в школе.
|