подготовила учитель – логопед Федичкина Н.Н. г. Кириши 2017г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 оздоровительной направленности»
Цель: развивать навыки составления предложений из трех и более слов.
Задачи:
Образовательные: научить детей правильно составлять предложения из трех и более слов; научить распространять предложения; научить составлять предложения по образцу; научить составлять собственные предложения.
Развивающие: навыки грамматического оформления предложений и их распространения с помощью добавления определений; развивать внимание, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать навыки организованного поведения.
Ход занятия:
I Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика (Логомер. Комплекс упражнений.)
II Сообщение темы.
- Мы работали с предложениями, которые состояли только из двух слов. Но в предложении может быть три, четыре, пять и более слов. Сегодня мы будем учиться составлять предложения из трех и более слов.
III Изучение темы.
1. «Составление предложений из трёх слов по сюжетным картинкам».
Логомер. Конструктор картинок.
- Рассмотрите внимательно картинку. (Слайд №7)
- Кто это? (Девочка). Что она делает? (читает). Составим предложение – Девочка читает.
- Сколько слов в нашем предложении? (Два) Назовите первое слово: кто? — девочка – слово живой предмет. Назовите второе слово: девочка что делает? – читает – второе слово-слово-действие.
- Что читает девочка? (Книгу, газету).
Девочка читает книгу (газету)
- Какое слово прибавилось в предложении? Книгу (газету). Сколько стало слов в предложении? (Три). Давайте составим схему нашего предложения.
Далее выставляются следующие картинки. (Слайд №1) Работа проводится аналогично.
2. «Составление предложений из трех слов по двум предметным картинкам».
- Рассмотрите внимательно картинки. (Слайд №8) Мы видим две предметные картинки: мальчик и рыба).
- Давайте попробуем составить предложение, подобрав к картинке слово, обозначающее действие:
Мальчик ловит рыбу.
- Составим схему нашего предложения.
Далее выставляются следующие картинки. (Слайд №9) Работа проводится аналогично.
3. «Составление предложений из трех слов с каждым ребёнком».
Каждому ребенку раздаётся по одной сюжетной картинке и предлагается самостоятельно составить по ней предложение из трех слов.
4. Физкультминутка:
Логомер. Комплекс упражнений на развитие моторики.
5. «Усложнение предложений. Составление предложений из четырёх слов с добавлением определения».
- А теперь давайте усложним эти предложения. (Слайд№10) Например: Зайчик грызет морковку. Морковка (капуста,...) какая? (Вкусная) или: Зайчик какой? Пушистый (маленький,...) и т.д..
- Составим схему нашего предложения.
Далее выставляются следующие картинки. (Слайд№11) Работа проводится аналогично.
6. Упражнение «Собери предложение из слов».
- А теперь я буду называть вам слова, а вы внимательно их послушайте и соберите из них предложения.
Пример: Мячик, Таня, ловить, большой. – Таня ловит большой мячик.
- Свитер, мама, связать, красивый. (Мама связала красивый свитер)
- Рыба, рыбаки, поймать, крупная. (Рыбаки поймали крупную рыбу)
- Книжка, Катя, читать, интересная. (Катя читает интересную книжку)
- Стрекоза, Рита, увидеть, большая. (Рита увидела большую стрекозу)
- Булка, Вова, купить, вкусная. (Вова купил вкусную булку)
- Карандашами, дети, рисуют, цветными. (Дети рисуют цветными карандашами)
- Дерево, буря, сломала, старое. (Буря сломала старое дерево).
IV. Итог:
- Вы сегодня молодцы! Очень хорошо занимались.
- Что нового узнали? Что больше всего вам понравилось?
|