Дьяконова Елена Сергеевна. Система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС предусматривает формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть звуки по порядку, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

 

Скачать проект

Скачать презентацию к проекту

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха.

В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Само название говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В его основе лежит изучение звуков живой речи; метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ), наряду с чем осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез).

Однако педагогические наблюдения показывают, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом.

Эти недостатки существуют как в результатах, так и в основном процессе, и в условиях профессиональной деятельности.

Анализ недостатков в результатах:

  • У детей старшего дошкольного возраста слабо развит фонематический слух.
  • Дошкольники затрудняются делить предложения на отдельные слова.
  • Затруднятся делить слова на слоги.
  • Недостаточно сформированы умения выполнять звуковой анализ.
  • Затрудняются давать характеристику звукам.
  • Не выделяют ударный гласный в словах.
  • Не подбирают к звуковым моделям соответствующие слова.

Анализ недостатков в основном процессе:

  • Низкая компетентность педагогов по вопросам формирования звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников.
  • Отсутствует преемственность по группам в образовательном процессе.
  • Использование недостаточно эффективных форм и методов.
  • Не соблюдена последовательность этапов развития аналитико-синтетической активности дошкольников.

Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:

  • Ограничены технические и демонстрационные возможности.
  • Отсутствие вариативности доступного теоретического материала и наглядности по формированию начальных представлений звуковой аналитико-синтетической активности для детей дошкольного возраста.

На основе проведенного анализа недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности были выявлены противоречия: согласно федеральному государственному образовательному стандарту на этапе завершения дошкольного образования одним из критериев является сформированная аналитико – синтетическая активность, ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, может выделять звуки в словах, однако существующая практика не достаточно реализует эту работу в системе.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

Исходя из противоречий можно сформулировать проблему, а именно: изменение в системе работы со старшими дошкольниками по развитию звуковой аналитико – синтетической активности посредством использования игровых технологий, а также усовершенствование работы педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников, организация предметно-развивающей среды, с вариативностью дидактических пособий, которые бы стимулировали игровую деятельность детей.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе

Для решения представленной проблемы, предполагается внести следующие изменения: воспитательно — образовательная деятельность по формированию звуковой аналитико — синтетической деятельности должна строиться:

  1. с учётом интеграции образовательных областей;
  2. в соответствии с возрастными, индивидуальными психическими и физиологическими особенностями воспитанников;
  3. планово, систематически, постоянно;
  4. с охватом различных видов деятельности;
  5. должно осуществляться в ходе непосредственно-образовательной деятельности с учётом дидактических принципов, в ходе режимных моментов; на мотивации детей к самостоятельности;
  6. в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.

Образовательный процесс, направленный на формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности строится на основании перспективного планирования по следующему принципу: непосредственно- образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, взаимодействие с семьями воспитанников.

Содержание образовательного процесса реализуется через систему игрового направления и специальные аналитико-синтетические упражнения. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. Работа по формированию звукового анализа и синтеза предполагает последовательное использование специальных упражнений:

Упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия, то есть на дифференциацию фонем, имеющих сходные характеристики в произносительном и слуховом плане. Это выделение звука на фоне слога,

определение наличия и места звука в слове, определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове), выделение звука в предложении, в тексте. Используются следующие упражнения:

На I этапе:

Упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия:

  • придумать как можно больше слов на заданные звуки
  • сопоставить слова-паронимы по значению и звучанию
  • назвать слова с соответствующими звуками
  • добавить недостающий слог в слове
  • закончить предложение, подобрав подходящее по смыслу слово.

Д/И «Узнай, что звучит?», Д/И «Где звучит колокольчик?»

Цель: формировать у детей тональное звукоразличение, шумовое восприятие.

На II этапе:

2) Упражнения, направленные на развитие языкового анализа и синтеза.

Упражнения на развитие звукового анализа и синтеза:

  • выбрать из серии сюжетных картинок только те, названия которых содержит заданный звук.
  • придумать слова, которые содержат заданный звук.
  • разложить картинки в столбики в зависимости от того в какой позиции стоит определенный звук (начало, середине, конец слова).
  • разложить картинки в столбики в зависимости от того какой звук в слове является первым (последним).
  • подобрать слова, которые начинаются с определенного звука (которые заканчиваются на определенный звук, которые содержат определенный звук в середине слова).
  • придумать предложение, все слова в котором начинаются на один и тот же звук (заканчиваются на один и тот же звук, содержат один и тот же звук в середине слов).

Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза:

  • выбрать из ряда картинок те, названия которых имеют определенное количество слогов (предметные картинки)
  • придумать слова, которые содержат определенное количество слогов
  • разложить картинки в столбики в зависимости от того, сколько слогов в названии данной картинки
  • поставить цифру, соответствующую количеству слогов в словах (картинки).
  • выделить первый слог из названия картинок
  • определить пропущенный слог в слове с помощью картинок.

Д/И «Веселый поезд», Д/И «Буквы, слоги и слова», Д/И «Телеграф»
Цель: формировать умение делить слова на слоги.
Д/И «Жуки прилетели», Д/И «Найди картинку».
Цель: развивать умение выделять согласные звуки.
Д/И «Подбери слова к схеме».

Цель: формировать умение подбирать слова к заданной схеме.

На III этапе:

Упражнения на преодоление ошибок деления предложений на слова и текста на предложения (отграничение речевых единиц). Используются следующие упражнения:

  • подобрать сюжетные картинки к предложенным подписям
  • придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов
  • придумать предложение с определенным количеством слов
  • придумать предложение по вопросам
  • придумать предложение к схеме
  • определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).

Д/И «Подбери и назови»
Цель: отграничение речевых единиц.
Д/И «Найди и не ошибись» Цель: подобрать предложение к схеме.

Мотивацией к самостоятельной деятельности по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности детей является организация развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно — пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной: иметь дидактические игры, видеоматериалы по данной проблеме; полифункциональной: иметь возможность использования и в других видах деятельности; вариативной: периодически заменять материал, доступной: с учётом возрастных, индивидуальных, психических и физиологических особенностях воспитанников и безопасной. Подобная организация пространства позволяет чередовать игровую деятельность детей в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.

Для более успешной организации работы по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности детей следует использовать:

дидактические пособия: разрезная азбука, разрезные слоги и наборное полотно;

2) дидактические и настольные игры: «Веселый поезд», «Буквы, слоги и слова», «Телеграф», «Волшебные шары», «Карусель», «Бусы», «Капитан», «Дружат звуки», «Магазин», «Поймай звук».

3) буквенный или слоговой абак — планшет с подвижными лентами, на которых напечатаны буквы или слоги: передвигая ленты, можно составлять на планшете слова.

4) магнитофон или лингафонный кабинет для отработки произношения звуков, а также для воспроизведения записей выразительной речи, главным образом художественных произведений;

Характеристика изменений в контроле

Контроль за формированием звуковой аналитико-синтетической деятельности должен осуществляться по трём аспектам: формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности у детей, осуществление этой деятельности воспитателями (профессиональная компетентность), участие в данной деятельности родителей.

По результатам контроля планируется дальнейшая деятельность ДОУ. В ДОУ мониторинг по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности проводится по планируемым результатам освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования и по результатам мониторинга, проводимого логопедом. Задача мониторинга — определить уровень освоения ребёнком образовательной программы и влияния образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребёнка.

Мониторинг:

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижения новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Согласно ФГОС требования к условиям организации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим условиям реализации Программы.

Кадровые изменения

В соответствии с ФГОС реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, административно-хозяйственными работниками.

В ДОУ обеспечивается непрерывность профессионального развития педагогических работников:

  • ознакомление работников с инновационными программами и технологиями и их применение на практике;
  • профессиональной подготовке на курсах повышения квалификации не реже, чем каждые три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности;
  • участие в районных и окружных методических мероприятиях;
  • обмен педагогическим опытом на педагогических советах.

Научно-методические изменения

  • Посещение лекций, семинаров и методических объединений, организуемых ресурсным центром района, специалистами города и области.
  • Обеспечение свободного доступа и использование компьютера, Internet ресурсов для подготовки к непосредственно-образовательной и свободной деятельности детей;
  • Подборка и составление картотеки тематических игр для детей ( «Читаем по стрелке, добавляем слог», «Превращение слов – волшебные цепочки», «Доскажи словечко»);
  • Проведение семинара — практикума ( «Формирование звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста»);
  • Разработка проектов ( «Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей через наглядное моделирование»);

Материально-технические изменения

  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Речевое развитие»;
  • Оснащение средствами обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  • Подбор дидактических игр, видеоматериалов по теме;
  • Приобретение методической литературы по проблеме;
  • Использование технических средств обучения (компьютеры, проекторы).
  • Организация уголков речевого развития.

Нормативно-правовые изменения.

  • Внесение изменений в годовой план по образовательной области «Речевое развитие»;
  • Внесение изменений в календарно-тематическое планирование лексических тем недели: «В гости к языку», «Говорим правильно» и т.п.

Информационные изменения.

  • Размещение информации на стендах ДОУ по теме «Речевое развитие»;
  • Проведение дней открытых дверей в ДОУ для знакомства с системой работы по формированию звуковой аналитико-синтетической деятельности у дошкольников;
  • Индивидуальные и групповые консультации;
  • Родительские собрания;
  • Приглашение родителей на совместные с детьми праздники, конкурсы;
  • Переписка по электронной почте;
  • Фотоотчёты;
  • Привлечение родителей к участию в детской проектной деятельности.

Организационные изменения

  • Организация проектной деятельности;
  • Эффективная и безопасная организация самостоятельной деятельности детей;

Таким образом, система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте является актуальной в нашем современной обществе.

II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

Тема пособия: «Хочу все знать»

Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст

Цель пособия: формирование звуковой аналитико – синтетической активности детей.

Задачи пособия:

  • Закреплять умение выделять последовательность звуков в простых словах;
  • Закреплять умение соотносить звуковую схему с предметной картинкой;
  • Закреплять умение определять место звука в слове.
Просмотров: 836
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Устинова Марина Павловна. Конспект Образовательная область «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова».
  • Коллерова Оксана Владимировна. Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Иванова Елена. Организация и осуществление процесса развития замысла в изобразительной деятельности у младших дошкольников с использованием художественного слова.
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Басараб Наталья Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Весёлая школа»
  • Анисимова Светлана Геннадьевна. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Размета Татьяна Евгеньевна. Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: Звук «Ш» для детей старшей группы
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Кукольщикова Валерия Дмитриевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группе «Звук и буква C»
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Кулик Елена Аркадьевна. Семинар-практикум по методической теме: «Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений детей дошкольного возраста»
  • Чепкасова Анна Сергеевна. Презентация Тема «Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста».
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Будникова Оксана Александровна. Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
  • Мавлютова Сиреня Рафиковна. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
  • Желябина Татьяна Викторовна. Совместная образовательная деятельность по звуковой культуре речи (для детей подготовительной к школе группы)
  • Шишикина Надежда Петровна. Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы. Тема: «Секрет волшебных слов»
  • Терешкина Ольга Станиславовна. Проект 'Развитие фонематического восприятия анализа и синтеза через наглядное моделирование'
  • Прокофьева Елена Николаевна. Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Шеина Людмила Ивановна. Организация системы работы в ДОУ по формированию потребностей детей дошкольного возраста в двигательной активности
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Даутова Елена Николаевна. Конспект ОД по звуковой культуре речи в средней группе, звук Ч.
  • Широкова Наталья Александровна, Суворова Ирина Сергеевна. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Мухаметгареева Регина Илдаровна. Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь