Цель: Познакомить детей со звуком [а] и буквой А.
Задачи:
- Учить ориентироваться относительно своего тела.
- Уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]
- Ознакомление с буквой А.
- Формировать понятие «звук», «гласный звук», «буква».
- Учить произносить звук [а] длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией.
- Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
- Формировать навыки звукового анализа.
- Развитие зрительного и слухового внимания
- Развитие общей и мелкой моторики
Оборудование: зеркала, предметные картинки, красный кружочек (символ звука [а]), карточки с изображением большой и маленькой буквы А. красные кружочки из картона, магнитная доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Садиться на место тот, кто выполнит команду (подними руки вверх, в стороны, правую руку вперед и т.д.)
Развитие артикуляционной моторики.
- «Покусать верхнюю губу»
- «Покусать нижнюю губу»
- «Окошко» (рот) открыть – закрыть.
2. Основная часть.
Логопед: — К нам в гости сегодня должна прийти буква. Она приходит не одна (как и все остальные буквы), а со своим другом звуком. Звук мы можем услышать и произнести, а букву увидеть и написать. Этот звук первый в словах: а втобус, а рбуз, а нанас, а кула, а пельсин, а квариум. Какой первый звук в этих словах? ([а])
Игра «Назови первый звук в слове»
— Правильно, все эти слова начинаются со звука [а]
Широко рот открываем – и звук [а] мы пропеваем (дети пропевают звук [а], обращая внимание на правильную артикуляцию)
Если нет у нас преграды, Не мешает ничего, Его гласным называем Будем петь его легко!
Игра «Узнай звук»
- Гласные звуки мы обозначаем красным кружочком. Возьмите красные кружочки и мы поиграем со звуком [а] (дети берут в руки красные кружочки и встают полукругом). Я вам буду звуки называть, а вы когда услышите звук [а] поднимите вверх красный кружок.
-[п], [ м], [а], [и], [д], [а], [х], [а], [к], [о], [с], [а].
Игра «Назови картинки и обозначь звук»:
Назови картинки, голосом выделяя первый звук (аист, арбуз, арфа, ананас). Какой первый звук в слове аист, в других словах? Обозначь их на схеме (раскрась красным карандашом) место звука [а] в начале слова. (карточки лежат на столах у каждого ребенка)
Логопед: А вот и сама буква, которая обозначает звук [а] — буква А
Дети садятся на стульчики.
Логопед: — Буква в гости к нам пришла и хочет рассказать одну удивительную историю, которая с ней произошла.
Ваня катался на велосипеде около дома. Но ему стало скучно, и он решил уехать со двора и покататься на улице.
Он поехал по дорожке и не заметил, как уехал в лес.
А в это время на прогулку в лес вышла буква А. Она шла и напевала свою любимую песенку: А – А – А, А- А – А. Но вдруг услышала, что кто-то плачет. Сначала было тихо слышно: а-а-а-а, но чем ближе она подходила, тем громче был плач: А-А-А
На полянке она увидела плачущего малыша. Он очень громко кричал: «А – А – А — А»
— Что ты плачешь, — спросила буква А.
— Я катался на велосипеде и заблудился, — плакал малыш.
— Тогда надо было кричать: «АУ», и одному нельзя гулять в лесу.
— Пойдём я тебя провожу, сказала буква А и помогла сесть на велосипед. И они вместе пошли искать дорогу.
— Малыш вернулся домой, и больше один со двора не уходил.
Вопросы по содержанию:
— Кто катался на велосипеде? (Ваня)
— Куда Ваня уехал? (в лес)
— Кого он встретил в лесу? (букву А)
— Какую песенку пела буква А? (А-А-А)
— Как плакал Ваня? (А-А-А)
— Куда вернулся Ваня? (домой)
3. Физминутка
Произнесение стихотворения с движение рук.
Мы летаем высоко. Мы летаем низко. Мы летаем далеко. Мы летаем близко.
Игра: «Разные песенки»
Логопед: — Звук бывает разный: то он на песенку похож (А-А-А), то на плач ребёнка (а-а-а). А иногда он отрывистый, как будто прыгает (а, а, а)
Вышла буква А гулять, плавно стала напевать. (А-А-А)
А другая скачет, ручкою машет, даже её песенка скачет как по лесенке (а, а, а, а)
— А ещё звук можно пропеть разными голосами (дети встают и пропевают по подражанию):
А-А поём мы высоко (высоким голосом) (поднять руки вверх) А-А поём мы низко (низким голосом) (опустить руки вниз) А- А как будто далеко (тихим голосом) (руки вперёд) А-А как будто близко (громким голосом) (руки развели в стороны)
Пальчиковое упражнение «Буква А»:
(дети подходят к столу и выполняют на нём упражнение)
Превратились пальцы в ножки, Побежали по дорожке. Вдруг, преграда на пути — Дальше пальцам не пройти.
Логопед: -Какая получилась буква? (А)
Логопед: — Среди букв найдите правильные буквы и обведите их красным карандашом. (карточки лежат на столах у каждого ребенка)
Игра: «Воздушные буквы»:
Логопед: — Наша гостья хочет вас научить писать букву А. Превратили пальчик в карандаш, и в воздухе будем прописывать букву А:
Что бы букву написать Карандаш нам надо взять. Влево вверх диагональ, Влево вниз диагональ.
И через диагонали Палочку нарисовали.
— Вот и получилась буква А.
Игра: «Подарок для буквы А»
Логопед: — А сейчас, мы все напишем букву А на большом листе и подарим нашей гостье. (Все дети по очереди пишут букву А на листе бумаги, который закреплён на доске).
Игра «Почини буквы»
Логопед: — Жук — буквоед любит грызть буквы и уже успел испортить некоторые из них. Попробуйте починить буквы: дорисуй в буквах недостающие линии. (карточки лежат на столах у каждого ребенка)
4. Итог занятия.
Логопед: — Спасибо буква А, что в гости к нам пришла и научила нас писать и звук из слова выделять!
Молодцы ребята! Все хорошо играли и задания выполняли!
|