Мясищева Наталья Анатольевна. Публичная лекция «Умеете ли вы управлять своими эмоциями?»

Публичная лекция «Умеете ли вы управлять своими эмоциями?»

«Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!»
Сократ.

Актуальность темы определяется тем, что знание механизмов эмоционально-волевой регуляции поведения углубит представление о сложности внутреннего мира человека; знание этих особенностей позволит целенаправленно и сознательно повышать свои способности к саморегуляции, рефлексивно управлять их развитием, видеть изменения в состоянии эмоционально-волевой сферы и адекватно реагировать на них.

Эмоции — это психический процесс отражения отношения субъекта к явлениям внутреннего и внешнего мира.

 

Скачать презентацию

Скачать конспектСкачать конспект

Люди часто жалуются на то, что они не умеют (или недостаточно умеют) управлять эмоциями. Как правило, они говорят о том, что им не всегда удается справиться с нахлынувшими на них эмоциями и состояниями.

Рассердился — и сорвался. Обиделась — и не могу от этого отойти, не могу простить.

Что для Вас это понятие управление эмоциями (обращение к аудитории)?

Что вы делаете, если они появляются? И куда они деваются?

В узком смысле, управление эмоциями — это возможность совладать с возникшими эмоциями, в первую очередь — умение их прекращать.

Что для меня управление своими эмоциями? Это своевременное их проживание, и осознование своего текущего состояния.

Какие основные эмоции вы знаете? (ответы аудитории)

Кэррол Изард "10 базовых эмоций":

Положительные: радость, интерес;

Нейтральные: удивление;

Отрицательные: горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Базовые эмоции определяют направленность жизнедеятельности человека, а операциональные — его отношение к различным условиям деятельности, реальным достижениям. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные эмоции, то, что препятствует, — отрицательные.

Теории эмоций:

1) Чарльз Дарвин: "Эволюции видов", раздел "Эволюционная роль эмоций":

  • базовые эмоции у людей и животных одинаковые
  • у людей разных рас и культур базовые эмоции одинаковые

-эмоции усложняются по мере развития животных видов.

2) Когнитивная школа: теория "Одномоментного возникновения эмоциональных и физиологических состояний":

"Мы реагируем не на события, а на нашу интерпретацию этих событий".

«Ничто великое в мире не совершается без страсти»

Г. Гегель

Управление эмоциями, контроль эмоций, подавление эмоций – все это вещи разные. Управление осуществляется в отношении послушных (произвольных) эмоций, контроль — в отношении непослушных (непроизвольных) эмоций средней силы, подавление — в отношении сильных непослушных эмоций.

Когда нас переполняют эмоции, думается значительно хуже, чем в спокойном состоянии. Иногда нужно просто отдохнуть, и лишние эмоции тогда ни к чему.

Можно ли научиться управлять своими эмоциями? И правильно ли это — управлять ими?

Давайте не будем обманывать сами себя: управлять своими эмоциями мы умеем.

Вы не в духе, но вам дают на руки маленького ребенка — «занять его» — и вы начинаете излучать благость. И не потому, что так ребенок действует на вас, а потому, что вам надо успокоить ребенка. Эти свои эмоции запустили вы. Вы умеете это делать.

  • События жизни — не более чем повод для переживаний. Переживания запускаются не жизнью, а самим человеком.
  • Нас порадовали — мы радуемся. Нас расстроили — мы расстраиваемся.

Я хочу, чтобы моими чувствами, эмоциями и переживаниями управляли не обстоятельства, а я сам. Я хочу переживать то, что я хочу — или то, что мне надо.

Я хочу быть Хозяином своей души.

Каждый должен уметь в нужную минуту переживать то, что ему нужно, и освобождаться от того, что ему мешает (работать, грустить, быть счастливым, делать счастливыми других...)

Еще раз подчеркну — речь идет не о видимости и не душевной косметике, речь идет о живых переживаниях. Я не в восторге от человека, который, кипя внутри, тем не менее способен сохранять внешнее спокойствие: ведь он допустил кипение внутри... Нечем хвастаться и тому, кто научился гасить раздражение и быстро отходить от обид: ведь у него появляются раздражение и обиды...

Настоящий хозяин не тот, кто может наводить порядок, а кто может не допустить беспорядка в своем доме.

  • .. И в своей душе...

У вашего ребенка поднялась температура под 40", плохо ему и вам. Вы переживаете. Если я дам вам волшебную палочку, которая может одним взмахом освободить вас от этих эмоций, вы воспользуетесь ею?... Нет. Но тогда не надо обманывать себя: если кто-то тоскует, отчаивается или раздражен, он должен отдавать себе отчет, что эти эмоции находятся в нем по его разрешению, с его (конечно, бессознательного) согласия.

Для того, чтобы научиться управлять своим эмоциональным состоянием нужно знать, как приходят эмоции. Человек состоит из трёх Центров.

Интеллектуальный Центр (Ум, интеллект, мышление мысли)

Эмоциональный Центр (Эмоции, настроение, сердце).

Физический Центр (Тело, инстинкты, рефлексы).

Интеллектуальный Центр и Физический Центр находятся под непосредственным волевым управлением человека. Мы можем легко управлять своими мыслями. Подумайте о прошлом, а теперь вы легко можете перенестись в настоящее. Вспомните анекдот или любимую песню, а теперь фильм, который вы смотрели недавно. Вы видите, что легко можете управлять своими мыслями. Физический Центр тоже находится под контролем у человека. Вы можете встать или сесть, можете улыбнуться и закрыть глаза, расправить плечи, и, вдохнув воздух полной грудью, задержать его на некоторое время. Эмоциональный Центр не находится под прямым волевым контролем человека. Вы не можете моментально изменить своё эмоциональное состояние просто послав себе приказ. Как говорит народная мудрость: «Сердцу не прикажешь!» Другое меткое выражение: «Чувства обуревают». Они действительно приходят, как буря для тех, кто не имеет «Три Кнопки».

Секрет управления эмоциональными состояниями заключается в том, что эмоции управляются Интеллектуальным и Физическим Центрами. Эмоции — это следствия того положения, в котором находится Интеллектуальный и Физический Центры. Для того, чтобы управлять Эмоциями, нужно научиться управлять Мыслями и Мышцами тела. А это очень легко! Я приведу примеры, например эмоциональное состояние радости возникает, когда человек думает о радующих его вещах, событиях. Когда человек находится в состоянии радости, то он улыбается, мышцы его расслаблены. Состояние радости на уровне условных рефлексов соединено с улыбкой. Связь работает в две стороны. Когда нам весело – мы смеёмся, но и когда мы смеёмся нам становится весело!

Первая кнопка, с помощью которой можно управлять своим настроением – это сфокусироваться на радостных событиях в вашей жизни. Вспомните всё самое лучшее, что радует вас сегодня. Вспомните все свои удачные, радостные моменты за последнее время. Думайте сосредоточенно про это, представляя во всех деталях.

Вторая кнопка – это положение тела, соответствующее радости. Расправьте плечи, улыбнитесь широкой улыбкой, посмейтесь. Начните быстро двигаться и говорить весёлым голосом. Делайте это несколько минут, продолжая думать о радостных событиях и представляя их в ярких красках!

Третья кнопка — слова, которые мы используем. Говорите себе громко или про себя (в зависимости от обстоятельств): «Я супер-герой!!!», «Всё будет прекрасно!!!», «Я счастливый человек и мне повезёт!!!», «У меня прекрасное настроение и оно становится всё лучше и лучше!!!». Эти и подобные им выражения также связанны в подсознании с определенным эмоциональным состоянием. Управляя словами, которые мы используем – мы влияем на настроение. Нужно убрать из своего лексикона негативные, злобные, грязные слова и негативные эмоции и обстоятельства уйдут из вашей жизни. «Как вы яхту назовёте – так она и поплывёт!»

Когда вы успокоитесь нужно включать «Три кнопки». Вспомните хорошее, примите радостное положение тела и начните говорить себе приятные слова.

Если Вы будете делать это – вы будете властвовать над своим настроением и не станете превращать себя в марионетку в руках других людей.

Поэтому стремление подавлять или искоренять эмоции в корне неверно, но умение регулировать их проявления совершенно необходимо.

Для вызова желательных эмоций можно использовать музыку. Музыка является настоящей властительницей чувств и настроений человека. В одном случае она способна ослабить излишнее возбуждение, в другом – изменить грустное настроение на веселое, в третьем — придать бодрость и снять усталость.

НА НАС ПОЛНАЯ, ТОТАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАШИ РЕАКЦИИ. А все происходящие события – последствия НАШИХ предыдущих реакций. Значит вся наша жизнь – произведение собственных рук. Хотите вы это принимать или нет, ВЫБОР только за вами…

Просмотров: 688
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Юлия Колтыгина. Памятка 'Как управлять своими эмоциями'
  • Чемпосова Юлия Викторовна Кузьмина Вера Валерьевна. Учим детей управлять своими эмоциями. Кризис 4–5 лет.
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Карелина Александра Николаевна. Открытое занятие «Чувства и эмоции. Мой гнев»
  • Данилова Светлана Андреевна. Конспект НОД «Такие разные эмоции»
  • Салмина Ольга Григорьевна Михальченко Екатерина Дмитриевна. Настенный лепбук «Наши эмоции и чувства»
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Станевич Ольга Мизахатовна. Эмоции в дошкольном детстве
  • Поморцева Ольга Александровна. Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога «Наши эмоции».
  • Дубровская Татьяна Владимировна. ПРОЕКТ «СЛОВ НЕТ ОДНИ ЭМОЦИИ»
  • Кулешова Ольга Викторовна. «Волшебный мир театра: эмоции, творчество, развитие»
  • Пивнева Виктория Сергеевна. Лэпбук «Эмоции» для детей старшего дошкольного возраста
  • Мурсалимова Асель Сарсенбаевна. Открытое занятие театрального коллектива «Зеркало» - «Мимика, жесты, эмоции как выразительные средства актера»
  • Мищенко Инна Васильевна. Конспект совместной музыкально-творческой деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Эмоции и настроения в звуках Осени»
  • Самульцева Татьяна Сергеевна. Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
  • Первякова Елена Владимировна. «Я и мое настроение». Тренинг для развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
  • Золотухина Наталья. Коррекционно – развивающее занятие на развитие понимания эмоциональных состояний. Тема «В мире эмоций»
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Омётова Олеся Васильевна. Что же нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?
  • Марач Олеся Владимировна. Познавательно-исследовательская игра в старшей группе «Мир эмоций: Удивление»
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Гусева Марина Владимировна. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «В мире эмоций»
  • Бояршинова Валентина Александровна. План — конспект родительского собрания-практикума «РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ОБЩЕНИИ»
  • Петухова Анна Анатольевна. Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сказочный мир эмоций»
  • Багаева Алена Игоревна. «Мир Эмоций»
  • Борисенко Светлана Владимировна. Конспект НОД в средней группе «Путешествие в Сказочную страну эмоций»
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Степаненко Наталья Михайловна. Статья 'Мир эмоций дошкольника. Как сделать его ярче?'
  • Садыкова Татьяна Мухаметовна. Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Путешествие в страну эмоций»
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь