Педагог-психолог МАДОУ № 15, Г. Хабаровск Т. В. Малыковская 2019
Пояснительная записка
В дошкольном возрасте выявляется большое количество детей с диагнозом задержка психического развития (ЗПР). Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей и психологов к данной проблеме.
Специалисты отмечают у дошкольников с задержкой психического развития отставание в развитии эмоций, проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений. А с точки зрения наблюдателей (воспитателей и родителей), они легко, часто не мотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот. Дети с ЗПР часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Это свидетельствует об определенном недоразвитии эмоциональной сферы, которое оказывается довольно стойким.
Для детей с ЗПР характерны трудности в общении, которые связаны с импульсивностью (гиперактивностью) или заторможенностью (пассивностью). Импульсивные дети отличаются крикливостью, шумностью, подвижностью. Они не умеют выслушать собеседника до конца, могут прервать его речь. Не всегда проявляют корректность. Могут нагрубить взрослым. Дети не владеют правилами, культурой общения. С заторможенным ребенком трудно общаться, от него тяжело добиться развернутого ответа. Он не возражает, не высказывает своей точки зрения. Без взаимной активности общение сводится к руководству взрослого и подчинению ребенка.
Скачать конспект
В сфере межличностных отношений у дошкольников с ЗПР также наблюдается неблагополучная ситуация. Они редко завязывают длительные и глубокие отношения со своими сверстниками. Значительное число воспитанников оказывается в группе «изолированных» или «непринятых». Дети с ЗПР имеют тягу к контакту с дошкольниками младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых воспитанников существует страх перед детским коллективом, поэтому они его избегают. Опыт положительного взаимодействия со сверстниками отсутствует. Дети с ЗПР не владеют способами сотрудничества, навыками кооперации, не умеют наладить продуктивные отношения с окружающими людьми. Сюжетно ролевую игру дошкольников с задержкой психического развития можно определить скорее как игру «рядом», чем совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается редко.
Самооценка детей с ЗПР часто бывает неадекватной, неустойчивой. Они могут переоценивать свои отдельные успехи. Встреча с трудностями приводит к формированию заниженной самооценки. Дошкольники с заниженной самооценкой выбирают для выполнения более легкие задания, а не те, которые в действительности могут решить. Уровень притязаний является низким. Самооценка может повышаться за счет социально приемлемого способа самореализации. Это могут быть занятия музыкой, спортом и т.д.
Учитывая особенности личностных проявлений у детей с ЗПР, развитие эмоционально-волевой сферы рассматриваю как приоритетную коррекционную задачу.
Считаю актуальным, формировать эмоционально-личностные качества с помощью психогимнастики.
Психогтмнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, таки эмоционально-личностной сферы). (Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.)
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, лучше понимать себя и других, правильно выражать свои чувства. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими.
С развитием эмоциональной сферы качественно меняется внутренний мир ребенка, который нужен для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни, этот мир должен быть ярким, комфортным и позитивным.
Основная часть
Психогимнастика.
Занятие «Путешествие в сказку»
Цель: учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
1. 1 Снятие психоэмоционального напряжения у детей.
1. 2 Учить детей управлять своим телом.
- 3 Развивать эмоционально-волевую сферу.
- Коррекционно-воспитательные:
- 1 Продолжать воспитывать внимательное отношение к сверстникам.
- 2 Воспитывать вежливое отношение к людям.
- Коррекционно-развивающие:
- 1 Формировать психические процессы у детей с ЗПР (зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, произвольное внимание) через этюды и пантомимику.
Оборудование:
Музыкальный центр, диск с записью музыки из м/ф «Паровозик из Ромашкова», «Звуки леса».
Ход занятия
1. Разминка.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в сказку. А в какую вы сейчас угадаете.
Загадка:
Он на Луне родился, потом с Луны свалился.
Друзей нашел он на Земле – Кузю, Милу, деда Шера. (Лунтик)
Ответы детей.
Психолог: Правильно ребята – это Лунтик. И сейчас мы поедем к нему в гости на поезде. Ту-ту, садитесь быстрее в поезд. Дети встают друг за другом держась за талию впереди стоящего ребенка. Поехали. (музыка из м/ф «Паровозик из Ромашкова»)
2. Гимнастика
Психолог: Ну вот мы и приехали. Посмотрите, на полянке нас ждут Лунтик и Кузя. Но, чтобы нам добраться до полянки нам нужно обойти озеро.
Прыжки
Психолог: Здесь бежит ручеек, как же нам перебраться через него? К нам Кузя на помощь торопиться. Кузя – это кузнечик, и мы сейчас как кузнечики поскачем по камешкам на другую сторону ручейка. Прыгайте с камешка на камешек, аккуратно, не упадите. Раз, два, три, четыре, пять! Ура! Перепрыгнули!
Напряжение
Смотрите, сколько здесь растет цветов. А кто это летает над цветами, может шмели? Давайте спрячемся за цветами. Дети приседают. Будем выглядывать из-за цветов и смотреть кто там летает. Вправо вытянули шейку, тянем, тянем напрягаем шею. Опустили голову вниз (спрятались). Теперь влево тянем шею. Опустили вниз. Вверх тянем шею. Опустили вниз. Смотрите, это же Пчеленок мед собирает!
Расслабление, напряжение
Давайте поможем Пчеленку вырастить много красивых цветов. Представьте, что вы – маленькое семя, оно лежит в земле. Присядьте, обхватите голову руками. Но вот пригрело солнышко, и семечко начало прорастать. Поднимите голову, раскройте ладони. Это маленький слабый росток. Солнышко греет все сильнее, пошел теплый дождик, и росток стал подниматься все выше и выше. И мы поднимаемся, руки вверх, немного в стороны. Ветерок нас раскачивает, солнышко пригревает, цветочки улыбаются солнышку, подставляют свое личико, листочки-ладошки. Как хорошо, как приятно. Ой, кто это летит. Цветочки насторожились, все тело напряглось, ноги, руки, шея напряжены. Так это же Пчеленок прилетел посмотреть, какие мы цветы вырастили. Расслабили тело, ручки опустили вниз, головки повесили. Отдыхаем.
Понравились наши цветочки Пчеленку, он сказал вам спасибо. Помашите ему ручкой и пойдемте дальше.
Напряжение
Ребята смотрите, впереди канава, а через н6ее лежит бревно. Нам нужно перейти по нему. Аккуратно, ни кого не толкните. Спинки ровные, руки в стороны, немного присели и пошли на другую сторону канавы, по бревну.
Молодцы ребята! Посмотрите, а вот и полянка, мы пришли.
3. Общение
Эмоции удовлетворения и удовольствия
Психолог: Теперь можно отдохнуть. Здесь спокойно и тихо. Какие вы все-таки молодцы! Никого не испугались, помогали друг другу, ни кто не подвел. Покажите, какие вы все молодцы (большим пальцем руки).
Смотрите, Лунтик! Он нам машет рукой. Давайте улыбнемся Лунтику и скажем: — «Здравствуй друг!» Ребята пожмите друг другу руки и улыбнитесь.
Эмоция сострадания, сочувствия
Психолог: Послушайте, а кто это плачет на полянке. Это Мила. Гусеницы – Пупсень и Вупсень сломали ее куличики. Мила старалась, лепила куличики. А гусеницы все сломали. Посмотрите, Лунтик тоже расстроился, стоит грустный.
Эмоция гнева
Вам нравится, что гусеницы сломали куличики? …
Давайте погрозим им пальчиком, топнем ножкой и скажем: — «Нельзя обижать Милу».
Эмоция испуга
Ребята, посмотрите Пупсень и Вупсень испугались вас. Покажите, как они испугались. Глазки широко раскрыты, рот приоткрыт, дрожат.
Дети, мы простим гусениц?
Конечно. А что нужно сделать, чтобы Мила не плакала?
Ответы детей.
Давайте поможем Миле сделать пирожки, и Пупсень с Вупсенем помогут нам.
Дети показывают как нужно лепить пирожки.
Посмотрите ребята, Мила уже улыбается.
4. Поведение
Ребята, а если бы вы увидели, что кто-то обижает малышей, ломает куличики, забирает игрушки? Как бы вы поступили? (Проговаривание ситуаций).
5. Завершение
Психолог: Мы славно попутешествовали, пора отдохнуть.
Сядьте на травку. Травка мягкая, шелковистая, прохладная. Солнышко светит ласковое, теплое, заботливое. Подставьте лицо солнышку, откиньте голову немного назад, глаза прищурьте, губы в улыбке, тело расслаблено. Голову поворачиваем из стороны в сторону. Греемся на солнышке. Как приятно, спокойно. Как хорошо. (музыкальное сопровождение «Звуки леса»).
ЛИТЕРАТУРА:
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В. Лебединского. М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Лебединский В.В. Задержанное психическое развитие // Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2002.
- Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьногму обучению у детей с задержкой психического развития, — М.. 2003.
- Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., Ю 1973.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – С-Пб., 2003.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитию – М./, 2002.
- И. Ю. Куклагина Эмоциональные реакции детей с ЗПР в оценочной ситуации //Дефектология. 1990 №3.
- Е. А. Чернышева Проведение занятий по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002 №4.
|