Хайрутдинова Наталья Вячеславовна, воспитатель МБДОУ №13, город Ковров, Владимирская область
В условиях динамичного социально — экономического развития российского общества проблема развития художественно-эстетической культуры приобретает общественную значимость и является ключевой в саморазвитии личности ребенка дошкольного возраста. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Педагогика нового времени признает приоритет семейного воспитания и требует отношений между семьей и ОО, построенных на основе сотрудничества и взаимодействия. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Родители тщательно следят за физическим развитием ребенка и знают, как это делать, а за тем развивается ли ребенок в художественно-эстетическом отношении, за развитием черт характера, его чувств, его вкуса заботы недостаточно. Взрослые твердо знают, для чего воспитывают детей, знают, какими они должны стать, но еще недостаточно хорошо знают, как надо идти к целям воспитания. То, чему взрослые учат ребенка, должно быть для него понятным, интересным, влиять на его чувства так, чтобы ребенок захотел действовать сам. Самым лучшим, самым сильным средством в этой воспитательной работе служит нам искусство.
Конечно, развитую форму искусства ребенок не может освоить полноценно, но все же, нужно приобщать его ко всем доступным формам искусства с самого раннего детства. Различные формы и проявления искусства могут помочь в формировании и развитии художественных способностей у ребенка. Поэтому ребенку нужно соприкасаться со всеми видами искусства, в том числе с изобразительным искусством. Умело организованное художественно-эстетическое развитие помогает детям глубже познать окружающий мир. Лишь немногие родители видят в изобразительном искусстве средство ознакомления детей с социальным опытом людей, формирования оценочного отношения к духовным ценностям, эмоциональной сферы ребенка, умения общаться. Поэтому очень необходима просветительская работа детского сада с родителями.
Основная задача ОО в этом направлении видится в том, чтобы привить родителям интерес к изобразительному искусству, детскому творчеству, сформировать умение пользоваться определенными методическими приемами, учитывая при этом психологические и индивидуальные особенности детей.
В своей работе я широко использую такую форму педагогического просвещения родителей, как педагогический всеобуч. Это основная форма работы с родителями, где рассматриваются важные вопросы воспитания детей в семье, которое возможно сделать интересным посредством искусства. При организации всеобуча я использую такие формы как совещание, дискуссия, родительская конференция, семинар-практикум. В систему занятий всеобуча включаю такие темы: «Изобразительное искусство как средство воспитания дошкольников», «Особенности восприятия изобразительного искусства детьми дошкольного возраста», «Художественно-эстетическое развитие в семье», «Кисточка или ладошка» и др. Подготовку к всеобучу начинаю с оформления ярких папок-передвижек, стендов, выставок.
Основное назначение папки-передвижки — сообщить родителям минимум знаний об искусстве и об особенностях его восприятия каждым ребенком. Например, на одной из сторон папки-передвижки «Жанры и виды изобразительного искусства» можно поместить репродукции картин художников различных жанров живописи с краткой аннотацией. На другой «Мысли об искусстве», где приводятся высказывания известных художников, искусствоведов, педагогов и психологов о роли искусства в жизни и воспитании детей, здесь же результаты анкетирования семей о значении искусства в воспитании ребенка и т.п.
В плане подготовительной работы к всеобучу, да и после его проведения я оформляю тематические выставки: «Домашний музей», «Мир в рисунках детей» и др. В своей работе широко использую информационные стенды. К предстоящим встречам мною были оформлены стенды: «Дети об искусстве», «Воспитываем интерес к живописи», «Учим понимать живопись», «Формируем эмоционально-личностное отношение к содержанию картин» и др. На которых были размещены результаты обследования индивидуальных особенностей восприятия детьми жанров живописи, методические рекомендации, статьи по темам, что способствовало значительному повышению интереса родителей к темам всеобуча. Помимо этих материалов были размещены: педагогическая литература, список репродукций, а также предлагаются листы для заполнения: «Ваши наблюдения», «Что сказал ваш ребенок?». Такие листы помогают обобщать и распространять опыт семейного воспитания детей средствами изобразительного искусства. Изучение данных материалов родителями сопровождаю предварительными консультациями, беседами: «Средства выразительности в живописи», «Как организовать домашний музей», «Приобщение ребенка к миру прекрасного», «Роль рисования в развитии детей дошкольного возраста» и др. Большую роль в активизации родителей имели практикумы, проводимые и в детском саду, и в музее в форме деловых игр. Совместно с экскурсоводом музея мы показывали родителям, как в условиях семьи познакомить ребенка с живописью, что ему рассказать, как переключать его внимание от игры к рассматриванию произведений, как правильно задавать вопросы, чтобы убедиться, что ребенок понимает содержание картины. С родителями были проведены игры на темы: «Узнаем о природе из картин художников», «Подбери музыку к картине», «О чем нам расскажет картина?». Особое значение имели конкурсы, выставки: «Зимняя сказка», «Удивительное рядом», «Осенний калейдоскоп» и др. Позитивным является тот факт, что работы для выставок родители готовили совместно с детьми.
Все это позволило повысить интерес родителей к художественно-эстетическому развитию детей. Они стали больше внимания уделять ознакомлению детей с искусством, посещению художественных выставок, организации творческой деятельности детей в условиях семьи. Увеличилось число семей организующих дома творческие выставки детских работ, совместное творчество.
Детская жизнь только тогда полна, красива и радостна, если ребенок может творить, а творить он может, когда окружающая его жизнь полна художественными впечатлениями, яркими, интересными, живыми. Без родителей в полной мере невозможно решить задачи художественно-эстетического образования дошкольников. Если взрослые сами не будут интересоваться жизнью, не будут следить за интересами детей, заботиться о том, чтобы они получали впечатления, то многое пройдет мимо ребенка, не поможет ему творить, широко раскрытыми глазами смотреть на мир.
|