Бруёк Анна Александровна. Воспитатель ГБОУ Школа №97 дошкольное отделение №3
Издавна идет дискуссия, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные организации).
Так выдающийся педагог Я. А. Коменский склонялся в пользу семьи и назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери, уроки матери без перерыва в расписании и без выходных и каникул. Соглашался с ним Г. Песталоцци: «Семья является истинным органом воспитания».
Современная наука также оперирует данными о важности семейного воспитания для полноценного развития личности ребенка, поскольку его сила и влияние не сравниваются ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Психологические и социально-педагогические исследования позволяют утверждать, что семья занимает очень важное место среди факторов и социальных групп, которые влияют на формирование личности.
Именно семья с ее интимно-личными связями, как никакая общественная организация, может обеспечить ребенку эмоциональную защиту, ощущение важности и существенности своего существования, искренней заинтересованности в ней. Семья – это та среда, в которой у ребенка формируется представление, где он принимает первые решения относительно себя и где начинается развитие социальной природы ребенка. Нет таких качеств личности, в формировании которых не принимала бы участие семья.
Подобно тому, как взрослые проявляют себя, реализуют свои потребности, интересы и стремления в процессе социальной практики, так и дети развивают свои силы и возможности в условиях семейной жизни, и прежде всего, через общение с родными, включаясь в определенную систему семейных отношений.
Родители – главные природные воспитатели ребенка. Основной фактор в формировании личности – это воспитательный климат семьи. Родной дом – не только место убежища, крыша над головой, но и семейный очаг, место защиты от жизненных неурядиц. Родители являются первым общественным средой ребенка, а семья – ведущим институтом социализации. Родители первыми раскрывают маленькому человеку предметный мир и придают ему эмоциональную окраску.
Через жизнь в семье формируется отношение к людям, вещам, самому себе, вырабатываются идеалы и ценности. Любовь ребенка к родителям обеспечивает безопасность, выступает гарантом эмоционального благополучия. Ребенку мало просто того, чтобы ее любили. Он нуждается в поддержке на всех периодах детства.
Глубокий, постоянный контакт с ребенком – необходимое условие воспитания в любом возрасте. Но тесный контакт и взаимопонимание не возникают сами по себе. Родители их строят и творят, начиная с возраста младенца.
Выражение «дети – зеркало семьи точно передает смысл ориентации ребенка на совокупность духовных и моральных ценностей, которые культивирует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной на высокую ступень поставлены доброта, милосердие, гуманность, в других – напротив, царит культ жестокости. Родители всячески стимулируют и поощряют такие действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо, а что плохо.
Следуя близким, дорогим людям, применяя их «уроки философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми.
Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, что проявляется в многомерности форм воздействия, в непрерывности и длительности, в диапазоне ценностей, которые усваивает возрастающая человек.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Азаров Ю. П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы // Ю. П. Азаров. — М.: Аргументы и факты, 2013. – 605с.
- Акопян Л. Программа взаимодействия с семьей // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. – М: Знание, 2015. — № 11. – С. 4-16.
- Алексеенко Т. Ф. Педагогические проблемы молодой семьи. // Алексеенко Т. Ф. – М.: Прогресс, 1997. — 116 с.
- Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей // Е. П. Арнаутова. – М.: Прогресс, 1994. 312 с.
- Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: Знание, 2013. – 192 с.
- Семейное воспитание. Методическое руководство для работы с родителями / Автор-составитель Л.В. Калушская. – Воронеж: ЛИБА, — 2017. – 104 с.
|