Влияние сказки на формирование личности ребенка
Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка.
Сказка- один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры.
Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и общей картины мира.
В современном обществе сказки не потеряли своей актуальности. Чтение сказок по-прежнему является одним из основных и любимых способов проведения досуга у детей.
Осипова А.А. в своём учебном пособии "общая психокоррекция" предлагает следующую классификацию сказок:
- Авторские сказки
- Народные сказки
- Бытовые (пример- "Лиса и журавль")
- Сказки-загадки (на сообразительность)
- Сказки-басни (содержат ситуацию и объясняющую ей мораль)
- Притчи
- Сказки о животных
- Мифологические сюжеты
- Волшебные сказки, сказки с превращениями
Сказка несёт в себе следующие функции:
- Досуговую- сказка выступает в роли развлечения для детей;
- Обучающую- сказка для ребенка является одним из способов познания окружающего мира;
- Социализирующую- сказки помогают ребенку в процессе усвоения взаимоотношений в обществе и приобретения социального опыта;
- Креативную- сказка способствует развитию образного мышления у ребенка;
- Лексико-образную- сказка отвечает за формирование языковой культуры человека;
- Культурно-этническую- сказка отражает исторически сложившийся уклад жизни народа, его традиции и обычаи;
- Развивающе-терапевтическую- сказка активно используется в качестве средства коррекции различных поведенческих, когнитивных и эмоциональных расстройств у детей и лежит в основе одного из методов психокоррекции- сказкотерапии.
Осипова А.А. полагает, что привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:
- Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий; логичность и естественность сказочных событий, благодаря чему ребенок легко усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире;
- Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений;
- Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события.
Главный герой — это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий;
4. Интересность, необычность сюжетных поворотов, что помогает детям активно воспринимать и усваивать содержащуюся в сказках информацию
В системе ДОУ работа со сказками занимает одно из основополагающих мест. Можно выделить следующие способы использования сказки в воспитательном и
обучающем процессах:
- Чтение сказок с последующим анализом сюжета;
- Художественное оформление сюжета сказки с помощью различных средств- красок и карандашей, пластилина, оригами и т.д.;
- Обыгрывание сюжета сказки;
- Творческая работа со сказкой- переписывание, дописывание, изменение сюжета сказки;
- Сочинение собственной сказки
С помощью сказок ребенок усваивает социальные и моральные нормы, знакомится с окружающим миром и со сложной системой человеческих взаимоотношений.
Сказки также играют важную роль в формировании нравственных суждений о оценок.
Слушая сказку, 3-4-летний ребёнок стремится выделить "положительных" и "отрицательных" героев, занимая позицию "внутри произведения". Возникает механизм нравственной идентификации и ребёнок через образы героев сказки преобретает важный личностный опыт. В этом возрасте дети как правило
оценивают героев с точки зрения "хороший" и "плохой", не осмысливая ситуацию, а перенося своё отношение на поступки героев, т.е отношение к
герою и определяет его оценку ребёнком.
В 4-5 лет, когда сфомированы такие понятия, как "плохо" и "хорошо", ребёнок оценивает героя на основе содержания его поступков, возникает нравственная
оргументация. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступно понимание моральной стороны сказок, формируются представления о таких понятиях, как "дружба", "доброта", "преданность" и др.
В дошкольном возрасте у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. Сказки важны и для эмоционального развития дошкольника. События сказки вызывают эмоциональный отклик у ребёнка, а проигрывание сказочного сюжета помогает ему выразить в доступной форме не только позитивные, но и, в некоторых случаях, накопленные негативные эмоции. Из всего вышеизложенного можно с легкостью заключить, что сказка способствует личностному, умственному, эмоциональному и нравственному развитию в детском возрасте и является важным элементом в жизни каждого ребенка.
Источники:
- Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений/ Г.А. Урунтаева. — 6-е изд.. перераб. и доп. -М.: Издательский центр "Академия", 2006.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. -М.: Сфера, 2002.
- Соколов Д. Сказки и Сказкотерапия. –– М.: Эксмо-Пресс, 2001.
|