В данной статье речь пойдет о методе педагогической поддержки, а именно о теоретических основах этого понятия. Понятия педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка обучающихся, сравнительно новое для системы образования России как школьной, так и дошкольной.
В целом педагогическая поддержка-это особое направление педагогической деятельности, реализующая принципы личностно-ориентированного образования, которое предусматривается (ФГОС федеральным государственным образовательным стандартом) и законом об образовании. Оно не только провозглашает обучающегося субъектом образования, но и стремится обеспечить субъект — субъектные, равноправные отношения взрослого и ребенка. Таким образом, педагогическая поддержка обеспечивает уход от авторитарного стиля в педагогике, где цель образования определяет сам педагог, а ребенок является лишь объектом образования.
Напомню, что в педагогике выделяют три стиля взаимодействия с детьми: авторитарный, либерально-попустительский, демократический стиль. Еще есть промежуточный – манипулятивный стиль. Вернемся к демократическому стилю.
Понятие «Педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено Олегом Семеновичем Газманом. Данный термин он рассматривал с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребенка. Олег Семенович, теоретически обосновывая идею педагогической поддержки, отмечает, что суть ее состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть то, или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Конечно, методика была разработана для школы, но ее основные принципы, и даже некоторые приемы можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.
Рассмотрим определения термина педагогическая поддержка. Под педагогической поддержкой Олег Семенович Газман понимал превентивную (неотложную) и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). Таким образом, Олег Семенович Газман понимает педагогику поддержки, как деятельность личностно-ориентированного образования, где ребенок не объект, а субъект взаимодействия взрослого и ребенка. В зарубежном опыте тоже существует термин педагогическая поддержка, например Вальдорфская педагогика рассматривает принципы педагогической поддержки как Олег Семенович Газман. В методике М. Монтессори педагогическая поддержка рассматривается иначе.
Хотя, М. Монтессори определяет педагогическую поддержку как: «Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». Она позиционирует педагогику поддержки, как монипулятивный метод, где ребенок не субъект, а объект педагогического воздействия.
Олег Семенович Газман охарактеризовал следующие гуманистические принципы воспитания, как наиболее важные:
- Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
- Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
- Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
- Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
- Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
- Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.
- Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
- Доверяя — не проверяй!
- Признавай право на ошибку и не суди за нее.
- Умей признать свою ошибку.
- Защищая ребенка, учи его защищаться.
Педагогическая поддержка оказывается как по запросу ребенка, так и в том случае, если учитель видит, что ученик может справиться с ситуацией сам, но не уверен в своих силах или, же в «правильности» выбора. Ключевыми словами при определении понятия педагогической поддержки мы называем «чувство плеча», то есть создание такой атмосферы, проживая в которой ребенок четко знает — у него есть на кого опереться: «мы рядом, мы вместе» Роль педагога — «друг», «плечо».
Н. Б. Крылова, продолжая идеи Газмана, для нас педагогов, разработала нормы педагогической поддержки, которые мы можем использовать в своей профессиональной позиции:
- Любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
- Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
- Уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
- Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
- Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
- Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
- Умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
- Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.
Таким образом, Олег Семенович Газман заложил практические основы педагогической поддержки. Он подчеркивал, что ребенок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в активных и позитивных поведениях. Он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества с взрослым. И так, в целом можно сказать, что педагогическая поддержка-это особое направление педагогической деятельности, реализующая принципы личностно-ориентированного образования, которое предусматривается (ФГОС федеральным государственным образовательным стандартом) и законом об образовании. Оно не только провозглашает обучающегося субъектом образования, но и стремится обеспечить субъект — субъектные, равноправные отношения взрослого и ребенка.
|