Готовность к школьному обучению можно определить как целостное психофизическое и личностное развитие ребенка, которое обеспечивает ему успешность обучения и легкую адаптацию к новым условиям школьной жизни. У Л.Венгера есть прекрасное высказывание: «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Отечественные и зарубежные ученые в понятие «готовности» включают все жизненно-важные сферы созревания ребенка: физическую, личностно-интеллектуальную, нравственно-волевую, мотивационную, коммуникативную. При учете основных компонентов готовности к школьному обучению в современных образовательных условиях на первый план выходит психологическая готовность ребенка, которая служит комплексным показателем, позволяющим прогнозировать успешность обучения в дальнейшем. Она включает в себя положительное отношение к обучению и учебе (мотивационная готовность), высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие определенного запаса знаний, умений и навыков, высокий уровень познавательных процессов (интеллектуальная готовность), формирование коммуникативных и социальных умений и навыков поведения, взаимоотношений, общения со сверстниками и взрослыми.
Каковы же критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения и адаптации к новым условиям школьной жизни, т.е. готовности к началу школьного обучения?
· Общее развитие:
- ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи;
- умеет выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, классифицировать и систематизировать их;
- имеет элементарный запас знаний об окружающем мире, о себе, своей семье, стране, умеет ими пользоваться;
- активно воспринимает новую информацию, интересуется ей, задает вопросы;
- может продолжить словесное рассуждение, высказать свое суждение, сделать простой логический вывод.
· Развитие памяти и внимания:
- ребенок может работать, не отвлекаясь, 10-15 минут, даже если деятельность ему не очень интересна;
- переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекаясь на внешние раздражители;
- может запомнить 8-10 картинок или не связанных между собой слов при трехкратном повторении;
- после нескольких повторений запоминает стихотворение из восьми строк.
У детей с неустойчивым вниманием и низким объемом памяти возникают комплексные трудности при усвоении программного материала.
· Речевое развитие:
- ребенок правильно произносит все звуки родного языка;
- четко дифференцирует все звуки;
- может выделять звук в начале, середине, конце слова;
- может производить звукобуквенный анализ и синтез слова;
- использует разные способы словообразования и грамматически правильного построения высказывания;
- умеет связно рассказывать и пересказывать, правильно понимать прочитанное и отвечать на вопросы по его содержанию;
- способен составить рассказ по картинке, передать интонацией различные чувства без нарушений темпа речи.
Отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.
· Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации:
- ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки;
- может классифицировать фигуры по форме, цвету, величине, направлению штрихов и другим признакам;
- копирует буквы, цифры, простые геометрические фигуры и их сочетание, соблюдая направление штрихов и всех элементов;
- дорисовывает элементы согласно схеме (образцу);
- находит части целого, складывает разрезную картинку из 7-8 частей на основе зрительного восприятия;
- не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений, при работе с мелким конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует их мелкими деталями.
Эти функции считаются «школьно значимыми», т.к., при их недостаточной сформированности невозможно научиться хорошо читать и правильно писать.
· Социально-личностное развитие:
- ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и со взрослыми, спокойно идет на контакт с ними;
- может заниматься и учиться, а не только играть;
- может планировать свою деятельность, не действует хаотично;
- доводит начатую работу до конца, умеет объективно оценить ее качество, стремится к успеху в тех видах деятельности, которые выполняет;
- может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки;
- проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п., стремится к личным достижениям, самоутверждению, признанию;
- хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается;
- способен управлять своим поведением.
Этот компонент определяет успешность психологической адаптации в школе.
· Развитие движений и пространственная ориентация:
- ребенок полностью владеет навыками самообслуживания и уверенно действует в быту;
- освоил основные виды движений: разные виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний и пр.;
- при сохранении равновесия движения координированы и ловки;
- хорошо ориентируется в пространстве, способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.
· Здоровье:
- ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год);
- не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям, страхам;
- спокоен, нераздражителен, усидчив;
- в поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, моргания, кусание ногтей и т.п.)
- в речи нет выраженных задержек в развитии.
Таким образом, готовность к школе – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено - это развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, моторной координации и пр.; личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию; и, конечно же, главный фактор, состояние здоровья ребенка.
|