Выполнила: Чуйкина Т.М.
Современные условия, в которых мы живем и трудимся, принципиально отличаются от тех, какие были раньше. А в новых условиях нам следует вести себя и жить по-другому, соразмерно иным моделям поведения.
Опора на собственный имидж нужна сегодня в каждой профессии. Тем более воспитателю, который является представителем большого коллектива, несущего свой образ, свое лицо.
Имиджелогия и имидж – что это? Наука или искусство?
Имиджелогия – наука о технологии личного обаяния. Часто имиджелогию сводят к советам о цвете «галстуков и носков». Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов, ведь заботясь о красоте педагога, нужно начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет.
В переводе с английского имидж – образ, облик личности, в котором наиболее ощутимо проявляются те качества, благодаря которым достигается эффект персональной привлекательности. Следовательно, когда говорят об имидже человека ( «у него отрицательный имидж» или «у него имидж прекрасного воспитателя»), говорят о том образе, который возник у других людей. Причем, под образом подразумевается не только визуальный, зрительный образ, вид или облик, но и образ его мышления, действий, поступков и т.п. Имидж – это «мнение, суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь». (С. И. Ожегов).
Имидж воспитателя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Кто же создает имидж?
Выводы могут быть таковы:
- во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить;
- во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для таких известных лиц, как политиков, государственных деятелей, артистов и т.п.;
- в-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение;
- в-четвертых, его создают друзья, родные, сотрудники.
Можно выделить основные составляющие имиджа воспитателя:
- внешний облик;
- использование вербальных и невербальных средств общения;
- внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я».
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом. Воспитатель своим внешним обликом располагает к себе детей и взрослых. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимого воспитателя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают воспитателю улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха.
Не рекомендуется приходить на работу в ультрамодной одежде. Разумно сочетая тенденции моды со своим внешним видом, соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю.
Вербальные и невербальные средства общения – важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – все это влияет на восприятие нас другими людьми.
Хочется отметить, что от речевой культуры воспитателя зависит и формирование общей речевой культуры дошкольников. А его голос – подлинное зеркало души. Воспитатель не должен повышать голос на детей, его голос должен иметь позитивную эмоциональную окраску.
Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% — при невербальном.
Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я» — ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессион6альных и личностных контактах. Порой эффект личности бывает сильнее профессионализма.
«Есть два способа воздействовать на людей: способ убеждать и способ понравиться. Люди склонны верить не тому, что доказано, а тому, что привлекательно. Способ понравиться более трудный, более тонкий, но и более эффективный» (Паскаль).
Внутренний образ – это, прежде всего, культура воспитателя, непосредственность, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, внутренний настрой и творчество, самообладание и многое другое.
Внешний образ – это передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, умелая режиссура всего воспитательно-образовательного процесса.
|