Здоровый образ жизни
Данная статья посвящена формированию ценностного отношения дошкольников к здоровому образу жизни. Обосновывается необходимость комплексной работы в данном направлении.
Ни для кого не секрет, что здоровье формируется с первых лет жизни человека. Поэтому здоровье населения всегда находилось под пристальным вниманием политики государства.
В течение дошкольного возраста у ребенка происходит формирование характера и отношения к себе и окружающим людям, становление основных черт личности, развитие функциональных систем организма.
Формирование знаний и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) первоочередная задача дошкольной педагогики. К началу школьного обучения ребенок должен быть здоров как физически, так и психически.
Понимание ценности здоровья – это предпосылка полноценной жизни человека.
Понятие «ценностное отношение к здоровью» включает три структурных компонента: первый уровень — когнитивный (информационный), определяет сформированность знаний детей, их представлений о культуре здоровья и физической культуре, которая проявляется непосредственно в высказываниях и суждениях. Второй уровень — личностный (эмоционально-оценочный), свидетельствует о сформированности эмоционально положительного отношения детей к содержанию занятий. Его показатели – потребность, интерес, положительные эмоции. Третий уровень — деятельностный (поведенческо-деятельностный), характеризует активную включенность детей в деятельность по формированию ЗОЖ [1, с. 55].
Работа по формированию ЗОЖ предполагает различные формы и методы работы. Комплексный подход предполагает включение этой работы во все виды деятельности дошкольников: в режимные моменты, в образовательную деятельность, в игры и досуг детей, на прогулках и во время соревнований. Это может быть проектная и исследовательская деятельность дошкольников.
Методические приемы воспитатели могут выбирать на свое усмотрение, но вся работа должна строиться на основании совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Поэтому помимо целенаправленной работы с детьми, должны проводиться консультации и семинары с родителями, чтобы повысить их компетентность в вопросах ЗОЖ.
Таким образом, успех в формировании у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к здоровому образу жизни во многом зависит от последовательной и систематической воспитательной работы ДОУ и семьи, инициатором и координатором которого должен выступать коллектив ДОУ.
Литература
1. Решетнева, Г. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 4. — С. 54-60.
|