- Грибова Елена Викторовна ст. преподаватель МИОО, г. Москва
- Богоявленская Елена Вячеславовна воспитатель ГБОУ «Школа № 1454 «Тимирязевская»
г. Москва
АННОТАЦИЯ
В статье квест-технология рассматривается как средство формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД) и метапредметных результатов дошкольников, а также как процесс организации взаимодействия педагога с детьми, способствующий овладению знаний в игровой форме, формированию умений решать определенные задачи, приобретению навыков компетентного выбора из альтернативных вариантов через реализацию сюжетной линии.
Ключевые слова: квест, метапредметные результаты, универсальные учебные действия, интерактивные игры, дошкольники, проблемно-поисковые ситуации.
«Люди никогда не обнаруживали большего остроумия, чем в изобретении игры.» Лейбниц Г.В.
Скачать конспект
Квест является одной из современных форм взаимодействия участников образовательного процесса (педагога, детей, реже — родителей), направленной либо на выработку общих способов действий в искусственно созданных проблемно-поисковых ситуациях; либо на формирование умений решать задачи определенного вида на основе компетентного (осознанного и обоснованного) выбора альтернативных вариантов достижения цели через реализацию сюжетной линии. Разработка фабулы – дело трудоемкое и творческое, отнимающее достаточно много времени, зато в случае удачного результата и отдача будет велика. В качестве основы для сюжета квеста может быть использована художественная литература, любимые детьми мультфильмы, приключения отдельно взятых популярных героев или же быть эксклюзивной. Что бы это ни было: приключения или детектив, авторская выдумка или сочетание настоящих событий, — идей для квестов множество, здесь главное грамотно всё реализовать, чтобы игроки имели возможность погрузиться в уникальную атмосферу. Содержание должно быть, прежде всего, понятным, детальным, продуманным и проработанным до мелочей.
Педагогу, реализующему данную образовательную технологию, не следует предоставлять все знания и информацию в готовом виде [1], т.к. формат квеста предполагает превращение любого нового материала (и даже его фрагмента) в объект самостоятельного поиска и познания. В рамках квест-игры педагогу удается представить информацию в наиболее привлекательном для детей виде, что способствует развитию их познавательного интереса и активности самостоятельности учения. Решение головоломок и логических задач требует от дошкольников сообразительности, наблюдательности, внимательности и организованности, учит проявлять инициативу и не бояться ошибок; также в квестах предполагаются такие задания, в которых необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, правильный ответ на вопрос. Такой способ добывания знаний из реальности бытия динамичен и увлекателен, мотивирует детей быть активными и инициативными, учит ценить знания и обращаться с полезной информацией (искать, делить, передавать, хранить, применять и пр.). Осознание значимости собственного вклада в деятельность команды способствует формированию навыков совместной работы, само- и взаимооцениванию.
Организация непосредственной образовательной деятельности, досуговых и развивающих программ в форме квеста возможна в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) с детьми различных возрастных групп (при условии вариативности и постепенного усложнения заданий, внешней простоты сюжетной линии и пр.). Квест-технологию стоит рассматривать как современный инструмент для достижения не только личностных и предметных, но и метапредметных результатов образовательной деятельности (таблица 1).
Деятельность в рамках квест-технологии оставляет простор для творческого подхода к выполнению всех заданий и способствует развитию логико-аналитического, алгоритмического, критического мышления детей; развивает умения самоопределяться и работать в командe, находить несколько альтернативных способов решений проблемной ситуации и отбирать наилучший; способствует формированию рефлексии, умению анализировать как свои, так и действия товарищей по команде. Каждая педагогическая технология имеет ряд отличительных особенностей, так в квестах уникально:
- реализация и осуществление образовательных задач происходит через игровую деятельность (интеграцию различных видов детской деятельности);
- познавательный интерес носит поисково-исследовательский характер;
- эмоциональная и интеллектуальная активность взаимосвязаны, мотивируются целенаправленно;
- творческому самовыражению ребенка не мешает клишированность ввиду отсутствия предоставления готовых алгоритмов решения задач; др.
В наиболее обобщенном виде алгоритм разработки квеста может быть представлен следующим образом (рисунок 1).
Рисунок 1. Общий поэтапный алгоритм организации квест-игры [2]
Для простоты и удобства рассмотрим последовательность этапов на конкретном примере.
Динозавры. Тема была выбрана не случайно, многие дети любят динозавров (по крайней мере, проявляют к ним повышенный интерес). Что же они находят такого особенного в этих существах? Во-первых, они похожи на сказочных героев и будоражат воображение детей; во-вторых, они необычные, но всё же реальные животные (что способствует интересу маленьких исследователей); и, наконец, в-третьих, из-за их видового разнообразия дети могут выбрать себе «любимца» по отличительным признакам: размеру, окраске, месту обитания и пр. Название квеста: «Приключения динозаврика Анки».
Анкилозавр; меловой период; доисторические животные, папоротник, хвощ и пр. С греческого языка слово «динозавр» переводится как «ужасный ящер».
Для детей (ясно и понятно): помочь динозаврику по имени Анки отыскать своих маму и папу, для этого необходимо выполнить все задания. Для воспитателя: апробация и внедрение в собственную практику новых педагогических технологий; создание благоприятных условий и позитивного настроя дошкольников для проведения квест-игры; развитие у детей коммуникативных навыков и умения работать в команде.
Человеческие, информационные, материально-технические, др. Задача организатора квеста перед началом мероприятия продумать всё до мелочей.
Моноквест (по предметной составляющей), сюжетный (по содержанию), групповой (по числу участников), кратковременный (по продолжительности проведения), линейный (по прохождению сюжета), образовательно-развлекательный (по назначению), проводимый в реальном режиме в ДОУ.
Возраст детей: 4-5 лет. К своим годам дети уже много слышали о динозаврах — видели героев современных мультфильмов и исторических фильмов, имеют различные игрушки, читали вместе с родителями и педагогами ДОУ печатную продукция, слышали рассказы и пр. Различия в размерах динозавров, в строении тела, в среде обитания, особенности приспособления к окружающему миру создают огромный материал для творчества педагога в выборе сюжетной линии для квеста и самих заданий. Кстати вопрос о том, почему вымерли динозавры, для детей так же любопытен, как и для учёных. Одна и таже сюжетно-тематическая линия квеста может быть применима в разных возрастных группах ДОУ, начиная с младшей. Отличаться будет лишь время, затрачиваемое на прохождение череды заданий и сложность этих самых заданий. От целостности, увлекательности, логичности и непредсказуемости сценария во многом зависит и конечная эмоция, которую вызовет прохождение квеста у детей.
Целиком и полностью коррелируют с темой и назначением квеста, однако все задания должны, с одной стороны, соответствовать возрасту участников, с другой — не быть для них слишком простыми. Так, самыми распространенными типами заданий являются: тайные письма и всевозможные шифровки, кроссворды и ребусы, спрятанные предметы и подсказки, викторины, лабиринты, загадки, сбор пазлов, поиск сходств и отличий, зашумленные картинки, подсчет, эстафеты, зеркальное отображение и т.д. Можно все игровые квест-задания максимально приблизить к реальным жизненным ситуациям — например, попытаться измерить вес всех динозавров в машинах или людях; обдумать, какой динозавр поместился бы в игровой комнате или в музыкальном зале, а какой смог бы бегать только на улице и в окно какого этажа заглянуть. Все этапы прохождения квеста (выполнения заданий) должны быть объединены единой тематикой (лейтмотивом), плавно переходить друг в друга, выстраиваться логической цепочкой. Примерами готовых заданий под квест рассматриваемой тематики могут стать нижеследующие (рисунок 2).
Рисунок 2. Примеры готовых заданий под квест про динозавров для детей
Ключевыми критериями оценки квеста для педагога (автора-разработчика) выступает гармоничность сюжета, взаимосвязанность всех заданий в единую историю, их логичность и разумность. Критериями успешности прохождения квеста для детей (игроков) может служить количество, скорость и правильность выполненных заданий; слаженность командной работы и активность действий отдельных её участников (здесь стоит упомянуть о том, что оценить вклад каждого ребенка в общее дело бывает крайне трудно).
Жил-был динозаврик по имени Анки. У него были папа и мама, которые его очень любили. Однажды родители отправилась на поиски места, где растет много вкусных папоротников и попросили малыша Анки их дождаться. «Конечно, не волнуйтесь, я вас дождусь» — сказал Анки. Шло время, мамы и папы всё не было, и тогда Анки решил пойти им на встречу. Шел он, шел и увидел глубокую речку. «Как же мне переправиться на другую сторону?». «Ребята, помогите Анки перебраться. Давайте выполним задание «пройти лабиринт». Ведь наш Анки еще детеныш и один он не справится!». *Задание «пройди лабиринт» *
Спасибо, ребята, какие вы все молодцы, не оставили Анки в беде! Наш динозаврик поел хвощ, подкрепился парочкой папоротников и пошел дальше искать родителей. Это был вежливый малыш и здоровался со всеми, кто ему встречался. «Как много кругом динозавров! Вот бы их сосчитать! Жаль, я не умею» — думал Анки. Ребята, так давайте ему поможем! *Задание «Сосчитай динозавров» *
«Здорово, что я теперь смогу сказать папе и маме, что встретил целых n динозавров! Но все же, где мои мама и папа, зачем я только ушел?» — подумал наш маленький друг динозаврик Анки и заплакал. Он не очень боялся хищников, потому что мама говорила, что у него есть хороший панцирь с шипами и большая тяжелая шишка на хвосте. Которой если размахнуться получше, то любой обидчик сбежит. Анки вспомнил слова мамы: «Сынок, если тебе будет страшно одному, представь, что мы с папой рядом!» Но Анки не может взять в лапку карандаш. Ребята, нам снова придется прийти ему на помощь, готовы? *Задание «Обведи по точкам» *
Когда динозаврик увидел ваши рисунки, ребята, то настроение у него сразу улучшилось. Спасибо вам! Наш Анки шел и вдруг вспомнил важные слова папы, которые он говорил ему когда-то: «Если ты заблудился, то оставайся на месте, не двигайся дальше, мы сами тебя найдем!». Анки так и сделал. Папа и мама сами нашли своего малыша и не сильно его ругали, потому что были очень рады встрече! Они нашли хорошее место, где росло много хвощей и папоротников, и отправились туда всей семьей. А вам, ребята, родители Анки говорят большое спасибо за то, что не оставили малыша-динозаврика одного в беде!
Таким образом, подбор педагогами ДОУ различных (разноуровневых и содержательных) заданий (интеллектуальных и творческих, логических и спортивных) позволит вариативно реализовать содержание данного квеста; дополнительная сюжетная линия способна расширить и углубить историю (в случае такой необходимости); введение в интерактивную игру маршрутного листа с нанесенными на нём точками и заданиями для выполнения может быть удобно для перемещения детей и оценивания итогов работы команд; задействование нескольких помещений ДОУ (или возможность выхода на улицу) позволит не только сделать квест более динамичным, но и синтегрирует различные виды детской деятельности (например, действо может начинаться в помещении группы, предполагать последовательное выполнение заданий и переход в музыкальный зал, затем в спортивный и заканчиваться на улице).
Стоит не забывать, что квест всегда можно улучшить как во время, так и после запуска. Если какое-то задание/упражнение не пришлось детям по душе (оказалось слишком простым или, напротив, чересчур сложным), то его можно заменить, не нарушая при этом сюжетной линии. При любой доработке квеста, как и при первичном его составлении, необходимо быть последовательным.
Желательно заранее узнать число участников, распечатать и разложить по местам все необходимые раздаточные материалы, оборудовать помещение. Перед началом квеста, как правило, проводится инструктаж для участников (возможен в формате игровой разминки). Если по ходу прохождения квеста и/или итоговым результатам детям полагаются какие-то бонусные баллы, призы, награды, то это тоже стоит оговорить заранее.
Без осознания и фиксации результатов любой деятельности нельзя продемонстрировать и проанализировать их, аналогично обстоит дело и с квест-технологией. Дети выражают в рефлексии и перемену в настроении, и свои чувства; отвечают на вопросы (Какое задание понравилось больше всего? Почему? Какое показалось самым трудным? Кто из твоей команды помог динозаврику Анки больше всех? Что бы ты сделал в подобной ситуации? И др.). Обсуждение итогов может стать бесценным материалом для анализа проведенного и корректировки будущих мероприятий подобного рода, а также, например, для выхода на тематические беседы – тьюториалы с детьми.
Список литературы:
- Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. — №6
- Низенькова М. Файл: Web-1 // Открытая Интернет-площадка методистов ТолВИКИ [Электронный ресурс]. (дата обращения: 18. 08. 2017)
|