Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет
Срок обучения 1 год
Автор-составитель:
Круглова Евгения Анатольевна
педагог дополнительного образования, хореограф-постановщик.
Программа реализуется с 2013 года.
Самара, 2013 г.
Скачать программу
Танец – это одна из наиболее популярных форм искусства. Выразительные возможности человеческого тела в танце безграничны. Красивый танец завораживает, притягивает внимание. Поэтому многие родители (поклонники танца) стараются с самого раннего детства приобщить своих детей к хореографии. Их стремление понятно и поощрительно. Ведь хореографическое обучение имеет большое оздоровительное значение – исправляется плохая осанка, плоскостопие, исправляется неправильная походка, развивается и совершенствуется опорно-двигательный аппарат, костно-мышечный корсет, дыхательная и сердечнососудистая системы. Кроме того, занятия танцем, требующие от учащихся напряжённых усилий и сообразительности, повышают их трудолюбие, трудоспособность, закаляют волю и характер детей, дисциплинируют их, способствуют всестороннему развитию личности. Дети получают огромное удовольствие от свободных и лёгких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела, жеста и мимики. Сколько радости и положительных эмоций доставляет им танец!
Данная программа по современной хореографии носит адаптированный характер. Она разработана для двух возрастных категорий. Дети распределяются на следующие возрастные группы – 1) 3-4 год, 2) 5-6 лет, 3) 6-7 лет.
Для занятий танцами принимаются все желающие дети. Особых требований нет, главное желание.
На данном уровне обучения проходит ознакомление детей с основами музыкальной ритмики и танцевальной грамоты. Так же ведётся индивидуальная работа по исправлению, имеющихся недостатков (неправильная осанка, сколиоз, лордоз, плоско-вальгусная постановка стоп).
Занятия состоят из основной и игровой частей, что является оптимальным для усвоения предлагаемой программы.
В одной группе должно быть не более 25 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий: 1 академический час (45 минут) для старшей группы, 30 минут для средней группы и 15-20 минут для младшей группы.
1. 2. Цели и задачи
Цели:
- приобщение детей к хореографическому искусству
- физическое совершенствование личности средствами танца
- формирование навыков творческой деятельности
- раскрытие индивидуальности и пробуждение эмоциональной отзывчивости
Задачи:
Образовательные:
- изучить основы танца, ритмики, гимнастики
- научить умению слушать, воспринимать, оценивать музыку
- научить самостоятельно, отражать свои впечатления в практических музыкально-двигательных образах
- приобрести специальные хореографические навыки
Воспитательные:
1) сформировать у воспитанников эмоционально-ценностное отношение к действительности
3) воспитать личность, уважающую себя, осознающую свою ценность и признающую ценность другой личности, способную сделать правильный выбор в ситуациях нравственного выбора
4) воспитать трудолюбие и целеустремлённость
5) приучить к дисциплине
6) воспитать чуткость, внимательность к другим, чувство собственного достоинства
Развивающие:
- развитие психических процессов (мышление, внимание, воображение, фантазия)
- развитие физиологических способностей (выносливости, прыгучести, растяжки)
- общефизическое развитие
- 3. Формы проведения занятий
На занятиях сочетаются различные формы работы, в зависимости от поставленных целей и задач.
Формы обучения: групповые.
Виды уроков:
- учебный
- контрольный
- открытый урок (утренник)
- 4. Прогнозируемые результаты
По окончанию первого года обучения, учащиеся младшей группы должны знать:
- правила ориентации в пространстве (постановка детей в круг, полукруг, квадрат и т.д.)
- о роли центра и интервалов в танце
уметь:
3) различать музыкальный темп
4) повторять ритмический рисунок хлопками
5) ориентироваться в пространстве танцевального зала
6) исполнять выученные эпизоды и композиции
По окончанию первого года обучения, учащиеся старшей группы должны знать:
- правила исполнения изучаемых движений
- понятия о пространстве класса и правила ориентации в нём
уметь:
- контролировать работу всех частей тела: рук, ног, головы, корпуса
- согласовывать одновременно работу самых разнообразных групп мышц, участвующих в движениях танца
- сохранять устойчивость на «полупальцах»
- 5. Формы контроля и диагностики результатов
Этапы контроля:
1) Предварительный контроль – выявление знаний, умений, навыков в начале обучения для определения готовности детей.
Формы: просмотр.
2) Промежуточный контроль – диагностирование прочности усвоения учащимися программного материала.
Формы: контрольный урок.
3) Итоговый контроль – диагностирование уровня качества образованности и развития учащихся, в соответствии с поставленной целью, т.е. анализ знаний, умений, навыков и положительных изменений в развитии личностных качеств ребёнка.
Формы: творческий отчёт коллектива (утренники), концерты.
1. 6. Воспитательная деятельность
Процесс воспитания направлен на развитие жизнелюбивой, талантливой личности, готовой к созидательной, творческой, деятельности и нравственному поведению. Главным условием этого является создание в коллективе атмосферы взаимного доверия, доброжелательности, взаимовыручки, где ребёнок чувствует себя в безопасности и не испытывает ощущения своей никчёмности, умеет открыто выражать свои мысли без боязни насмешки, где поддерживается индивидуальность ребёнка, независимо от критериев успеваемости и физических возможностей.
1. 7. Работа с родителями
Задачи повышения качества учебно-воспитательного процесса и формирование творческой личности не могут быть разрешены без активного взаимодействия родителей и педагога. Отдельно, ни семья, ни учитель, не смогут обеспечить полноценного воспитания. Основной формой работы с родителями является родительское собрание. В начале года проводится родительское собрание, где рассказывается:
- о форме одежды
- о расписании занятий
- об основных требованиях педагога
- о концертной деятельности
- о приобретении и создании костюмов и инвентаря
- о задачах и планах на год.
А так же проводятся собрания в течение всего учебного года, по мере необходимости. Основные вопросы, которые затрагиваются на родительских собраниях:
- Необходимость понимания, что занятия детей танцами – это серьёзный труд, а не просто проведение времени.
- Уважительное отношение к занятиям ребёнка танцами. Нужно поощрять его выбор, поддерживать малыша.
- Контроль выполнения ребёнком домашних заданий.
- Родители должны адекватно смотреть на успехи ребёнка, реально оценивать ситуацию.
- Поддержка родителей в организации концертной деятельности и создании костюмов. Помощь в фото и видео-съёмке.
- Содержание деятельности
- 1. Младшая дошкольная возрастная группа (3-4 года)
- Вводный урок.
Практика:
- знакомство детей с учителем, классом, друг с другом
- правила техники безопасности
- требования к танцевальной форме, дисциплине
- знакомство с понятием «хореография»
- изучение построения и перестроения
- постановка корпуса
- различие правой и левой руки, ноги
- повороты вправо и влево
- музыкально-пространственные упражнения
2. Танцевальные движения.
Практика:
-шаги (шаг с вытянутого носка, с пятки)
- виды бега (лёгкий бег на «полупальцах», бег с высоко поднятыми коленями, «бег-захлёст»)
- упражнения на развитие всех групп мышц (наклоны, повороты, сочетания наклонов и поворотов)
- прыжки на месте и в продвижении
3. Партерная гимнастика.
Практика:
- упражнения для укрепления мышц спины ( «дельфин»)
- перекаты через спину
- подготовительные упражнения к растяжке
- подготовка к мостику
- упражнения «лягушка», «берёзка», «кошечка»
4. Постановочная работа.
Практика:
- разучивание танцевальных этюдов и композиций.
5. Репетиции.
Практика:
- просмотр
- работа над ошибками
6. Концертная деятельность.
Практика:
- выступление на утренниках
7. Итоговое занятие.
Практика:
- проверка знаний, умений и навыков в виде контрольного урока.
3. 2. Старшая дошкольная возрастная группа (5-7 лет)
1. Вводный урок.
Практика:
- знакомство детей с учителем, классом, друг с другом
- правила техники безопасности
- требования к танцевальной форме, дисциплине
- знакомство с понятием «хореография»
- изучение построения и перестроения
- постановка корпуса
- различие правой и левой руки, ноги
- повороты вправо и влево
- музыкально-пространственные упражнения
2. Танцевальные движения.
Практика:
- изучение движений ( «пружинка», «восьмёрка»)
- шаги с координацией рук, ног, головы, корпуса
- танцевальные подскоки, галоп
- виды бега (лёгкий бег на «полупальцах», бег с высоко поднятыми коленями, «бег-захлёст»)
- упражнения на развитие всех групп мышц (наклоны, повороты, сочетания наклонов и поворотов)
- прыжки на месте и в продвижении
3. Партерная гимнастика.
Практика:
- выполнение упражнений ( «складка», продольный и поперечный шпагат)
- прогибы и перегибы
- подготовка к упражнению «колесо»
4. Постановочная работа.
Практика:
- разучивание танцевальных этюдов и композиций и танцев
5. Репетиции.
Практика:
- просмотр
- работа над ошибками
6. Концертная деятельность.
Практика:
- выступление на утренниках
- участие в творческих мероприятиях детского сада
7. Итоговое занятие.
Практика:
- проверка знаний, умений и навыков в виде контрольного урока.
2. Методическое обеспечение
В основе работы с детьми лежат дидактические принципы: доступность и наглядность. Связь учебного материала и интересов детей очень важна, так как при этом благотворно и активно развиваются творческие способности детей. Также очень важна связь педагога с семьями учеников, их взаимодействие и взаимопомощь.
Всё, начиная с вводного урока и до концерта, подчинено:
- идейно-нравственному и художественному воспитанию ребёнка
- созданию интересного творческого детского коллектива.
Тренаж, репетиции, постоянное и настойчивое повторение движений, для достижения лучшего качества их исполнения, воспитывают в каждом ребёнке: трудолюбие, выносливость, настойчивость аккуратность, дисциплинируют детей.
Эстетическая сторона воспитания позволяет привить малышам художественный вкус, музыкальность.
В возрасте от трёх до семи лет происходят очень важные изменения в физическом и психическом развитии ребёнка.
Особенностями детей этого возраста являются:
- активность
- эмоциональность
- стремление к конкретной деятельности
- безграничное доверие взрослым (учителю).
В этом возрасте дети не умеют сосредотачивать внимание на определённом движении, нет настойчивости в работе. У них ещё недостаточно физических сил, мышцы слабы и не способны долго поддерживать тело в правильном положении. Однако мышечная система способна к интенсивному развитию за счёт достаточного количества нагрузки. Костная ткань отличается податливостью, гибкостью. Для детей этого возраста необходимы эмоциональные объяснения и разъяснения. C ними нужно играть в те или иные образы, чередуя танцевальную грамоту и игру.
Основными принципами освоения программы являются:
- от простого к сложному
- от медленного к быстрому
- посмотри и повтори
- осмысли и выполни.
Дети разучивают движения, повторяя их за учителем, развивая зрительное восприятие, умение считывать «па» с ходу, выполнять движения не глядя на соседа.
Пол воспитанников.
Процесс обучения проходит смешанным составом групп: мальчики и девочки.
Особенности преподавания.
В основе танца лежит музыка, её восприятие и эмоциональный отклик. По этому основным принципом танца является закон – от музыки к движению. Движение используется как средство более глубокого проникновения в музыкальное искусство. При прослушивании музыкального произведения, устанавливается его темп. Темп обусловлен содержанием и характером музыки.
Первая задача хореографа — научить детей воспринимать и передавать в движениях различные темпы музыки: быстрый темп – движения лёгкие и быстрые, медленный темп – мягкие и плавные.
Вторая задача – научиться сохранять устойчивость в темпе. Каждое движение должно исполняться в такт музыке, не опережая её и не задерживаясь.
Следующая задача – переключаться с одного темпа на другой.
Всё это учит хорошо владеть своим телом, чтобы заставить мышцы работать в определённом направлении, затрачивая на движение нужное количество энергии.
Двигательной основой для дошкольных групп являются следующие движения: ходьба, бег, подскоки, повороты, прыжки, простейшие «па», их сочетания и комбинации.
Непременным является изучение построений и перестроений: линия, колонна, круг, змейка, цепочка, движение парами и т.д.
Методика обучения.
1) Словесные методы:
- объяснение танцевального материала
2) Наглядные методы:
- личный показ педагога
- наблюдение за другими учащимися
3) Практические методы:
- исправление ошибок
- концертная деятельность
- примерка костюмов
3. Условия реализации образовательной программы
1. Материально-техническое обеспечение:
- наличие класса для занятий хореографией
- аудио-магнитофон
- костюмы для выступлений
2. Методическое обеспечение
- методическая литература
- наглядные пособия
- видеозаписи с учебным и танцевальным материалом
3. Кадровое обеспечение
- квалифицированный педагог со средним специальным или высшим образованием
- концертмейстер (по необходимости)
4 Список литературы
- Барышникова Т.А. «Азбука хореографии», М., 2001
- Бобкова Д.Е. «Волшебная сила танца», Самара, 2005
- Васильева Т.И. «Тому, кто хочет учиться балету», М., ГИТИС, 1994
- Загорц М.И. «Танцы», М.» ИЖИЦА», 2003
- Костравицкая В.П. «Школа классического танца», Л. «Искусство», 1976
- Котельникова Е.Г. «Биомеханика хореографических упражнений», Л.» Искусство», 1980
- Пуртова Т.В.., Беликова А.Н. «Учите детей танцевать», М., 2003
- Телегин А.А. «Ритмика и танец», Самара, 1992
- Франко Т., Лившиц И. «Методическое пособие по ритмике», М., 1987
- Шереметьевская Н. «Танец на эстраде», Л.» Искусство», 1985
|