Проект: Настольный театр "Чаепитие у Мухи Цокотухи"
Участники проекта: дети (старшей группы), родители и педагоги.
Актуальность и новизна. Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.
Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому мы перед собой поставили цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Скачать: Проект: Настольный театр "Чаепитие у Мухи Цокотухи" (презентация)
Период работы: 6 месяцев.
Цель проекта:
- Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству (Хохлома) в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
- Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
- Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;
- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
- На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.
- Развитие устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства.
- Раскрытие ценностей совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта:
-Чтение и разучивание сказки "Муха-Цокотуха".
-Знакомство детей с историей хохломской росписи.
-Организация выставки «Золотая хохлома»
-Изготовление самовара и угощений из соленого теста.
-Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу использую разнообразные работы с кистью.
-Роспись деревянных чашек и самовара хохломской росписью.
-Изготовление атрибутов для настольного театра (герои сказки)
-Иллюстрирование своей книги (по сказке Муха-Цокотуха).
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом мы используем следующие формы работы:
- организация выставок
- беседы по ознакомлению с искусством
- занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации
- проведение праздников и досугов.
При организации выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача — научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года ребята рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии мы показываем им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.
В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации использую следующие методы и приемы:
- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ
- сравнение элементов узора и различных вариантов композиций
- использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора)
- показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора
- сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).
Сделать занятие интересным и разнообразным мне помогает использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности.
1 этап- подготовительный.
Определение методов исследования.
Подбор наглядно-иллюстративного материала.
Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи).
Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап- основной.
Знакомим детей с историей хохломской росписи. (Видео — презентация).
Далее прочтение сказки и заучивание стихов Муха -Цокотуха с выводом гипотезы:
" Вот бы и нам попить чайку из самовара, как в сказке".
НОД -Лепка самовара из соленого теста.
Знакомство детей с основными узорами хохломской росписи.
сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
НОД- Роспись самовара и деревянных чашек хохломской росписью.
НОД-Роспись деревянного подноса хохломской росписью.
Изготовление атрибутов к настольному театру (дети совместно с родителями) герои сказки.
Подготовка к досугу «Муха-Цокотуха:
Изготовление афиши, билетов, декораций и костюмов артистов (крылышки, усики).
В работе с родителями:
Консультации: «Виды народного декоративно-прикладного искусства»; «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»; «Ознакомление детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства».
3 этап — заключительный.
Иллюстрирование своей книги "Муха-Цокотуха.
Показ настольного театра "Чаепитие у Мухи -Цокотухи"
Досуг: Театрализованная деятельность «Муха-Цокотуха».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В работе с родителями:
Проведение данного проекта показало очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Руководители проекта: Воспитатели ГБОУ Школы № 1566 д/о 2323 Трущенкова Е.А. Башенева Л.В.
|