Викторина «Знатоки искусства»
«Прекрасное пробуждает доброе» Д.Б. Кабалевский.
Автор: воспитатель Галанова Елена Геннадьевна МАДОУ «Детский сад №16» город Кириши, Ленинградская область
План:
- Вступительное слово об актуальности художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
- Викторина «Знатоки искусства» с участием детей и родителей группы.
Цель:
- уточнение представлений родителей о значении художественно-эстетического воспитания детей
- создание благоприятной, доброжелательной обстановки, способствующей плодотворному, творческому взаимодействию между родителями, детьми, педагогом.
Задачи:
1. Образовательные:
- уточнить представления родителей и детей о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж)
- закреплять знания цветов и оттенков
- закреплять знания фамилий художников и их работ.
2. Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие предметов изобразительного искусства
- развивать фантазию, воображение
- закреплять умение подбирать материалы для изготовления открытки ( «Валентинки»).
3. Воспитательные:
- обогащать эмоционально-чувственную сферу детей
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выполнять задания сообща.
Оборудование и материалы:
магнитофон, 2 больших стола, мольберт, цветные фишки для жюри, выставка репродукций картин художников, художественно-развивающие игры ( «Цветовые примеры», «Убери лишнюю», «Собери пейзаж», «На что похоже»), материалы для украшения «Валентинок», крупно напечатанная цитата Д.Б. Кабалевского «Прекрасное пробуждает доброе».
Предварительная работа:
рассматривание репродукций картин художников; рисование натюрмортов, пейзажей, портретов; экспериментирование с красками; дидактические игры «Собери пейзаж», «На что похоже», «Найди пару», «Краски»; разучивание песни «Весенняя капель».
1. Вступительное слово
Эстетическое воспитание – развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла.
Эстетическое воспитание средствами искусства обозначается термином «художественное воспитание». Проведенные педагогические и психологические исследования показывают, что в результате воспитания дети дошкольного возраста могут воспринимать, понимать доступные им художественные произведения, проникать в их смысл и содержание.
Художественное воспитание в детском саду осуществляется 2-мя путями:
- воспитание способности эстетически воспринимать явления действительности как непосредственно в самой жизни, так и через произведения искусства
- деятельность, связанная с искусством: пение, пляска, слушание музыкальных произведений, чтение стихотворений, рассказывание сказок, игры-драматизации, рисование, лепка, аппликация.
Развитие способности к творческой деятельности невозможно без расширения объема представлений детей, без обогащения их художественными впечатлениями. Чувства детей постепенно становятся разнообразными и более устойчивыми. Поэтому можно ставить задачу – развивать у детей дошкольного возраста эстетические чувства и способность восприятия искусства.
Эстетическое восприятие формируется:
- в процессе наблюдения в природе
- в эстетике окружающей действительности, быта
- в искусстве (художественное слово, музыка, изобразительное искусство).
2. Викторина «Знатоки искусства»
Участвуют две команды: «Волшебная палитра», «Веселые карандаши».
Ход:
1-ый тур «Разминка»
Ведущий: Ты мне скажешь: «Не бывает В мире больше волшебства». Но под кистью оживает Небо, солнце и трава.
Взмах волшебный – и палитра Морем красок разлилась, Слышу я гуденье ветра, Птица в небо поднялась.
Брызги, краски, капля сини – И течет уже река. Дарит новый мир в картине Нам художника рука.
Ведущий: Художник, рисуя свои картины, использует множество цветов и оттенков.
Задание №1 для «Волшебной палитры»:
«Назовите основные цвета, из которых получаются все остальные».
(Красный, желтый, синий.)
Задание №1 для «Веселых карандашей»:
«Назовите все цвета радуги».
(Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
Задание №2 для обеих команд: «Раскрась стихотворение».
(На столе у каждой команды полоска, на которой нужно выложить цветные квадраты в порядке называния цветов в стихотворении.)
Таится радость в каждом цвете, Рисует чудо-карандаш… Как много красок на Планете, Взгляните на рисунок наш!
Синее небо, желтое солнце, Склоны высоких коричневых гор, Зелень деревьев, красные маки И голубые просторы озер.
Жюри проверяет правильность выполнения заданий, фиксирует результаты на мольберте фишками.
2-ой тур «Основные жанры изобразительного искусства»
Ведущий: Обе команды отлично справились с разминкой, перейдем к основному конкурсу.
Задание №1 «Отгадай загадку»
«Волшебная палитра»:
Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, То подобную картину называют… (натюрморт)
«Веселые карандаши»:
Если видишь на картине Нарисована река Или ель и белый иней, Или сад и облака
Или снежная равнина, Или поле и шалаш, То подобная картина называется… (пейзаж)
Ведущий хвалит команды и предлагает отгадать еще загадки.
«Волшебная палитра»:
Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на вас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина называется… (портрет)
«Веселые карандаши»:
Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки. Только выпустишь на волю – Где была пустота,
Там, глядишь — красота! (цветные карандаши)
Ведущий: Молодцы, команды! Проявили смекалку, отгадали загадки. А теперь посмотрим, как команды различают жанры живописи.
Задание №2. «Найди лишнее»
(В конвертах собраны мини-репродукции пейзажей, портрета, натюрморта. Для одной команды лишний – портрет, для другой – натюрморт.)
Ведущий хвалит команды,
объявляет конкурс капитанов «Собери пейзаж».
(Капитаны собирают из разрезных картинок пейзаж. Выигрывает тот капитан, который быстрее соберет картинку.)
Задание №4. «На что похоже?» (Команды по очереди называют варианты.)
Радуга (коромысло, хомут, мост др.);
слон (дом, пылесос, корабль и др.);
апельсин (мяч, солнышко, яблоко и др.);
снег (облако, вата, мороженое и др.).
Ведущий: Молодцы, команды! У любого художника должно быть развито воображение, фантазия! А сейчас я хочу попросить, вас, назвать фамилии художников, которые знаете.
Задание №5 «Назови фамилии художников»
( «Волшебная палитра» — отечественных художников, «Веселые карандаши» — зарубежных)
Ведущий объявляет музыкальную паузу. Дети поют песню о весне «Весенняя капель».
Жюри подводит итоги 2-го тура.
3-ий тур «Творческий»
Ведущий предлагает детям вместе с родителями украсить «Валентинку».
Жюри подводит итоги викторины, всем участникам вручаются памятные грамоты участников викторины.
Ребенок читает стихотворение:
И в шесть, ив десять лет, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Все, что его интересует:
Цветы, рисунки, лес и сказки Все нарисуют, были б краски, Да лист бумаги на столе, И мир в семье и на земле!
|