|
Константин Бурмистров. Каббалистическая экзегетика и христианская догматика: еврейская мистика в учении русских масонов конца XVIII в.Константин Бурмистров.
Масонство представляет собой удивительный феномен в истории европейской цивилизации, ибо в нем сошлись воедино самые разнородные и подчас очень древние традиции: религиозные и социальные утопии, мистика гностическая и христианская, еврейская каббала и христианский пиетизм... Это явление чрезвычайно сложное и малоизученное, и мы коснемся здесь лишь одного из его аспектов, а именно - тех элементов в масонском учении, которые были заимствованы из еврейской или христианской каббалы. При этом непосредственным предметом нашего анализа будет русское масонство конца XVIII - начала ХIХ в. История масонства в России изучена достаточно хорошо, однако этого нельзя сказать про масонскую доктрину, до сих пор систематически никем не исследованную. Огромные собрания масонских рукописей остаются практически не разобранными, а между тем они содержат немало интересного. В частности, целый корпус рукописных текстов имеет отношение к каббале[1]. Мы встречаем здесь как переводы собственно еврейских каббалистических текстов (таких как "Сефер йецира", "Сефер ха-зохар", "Сефер ха-тмуна", "Шааре ора" и т. д.) и сочинений христианских каббалистов XVI - XVII вв., так и оригинальные работы русских масонов, излагающие каббалистическое учение. Мы предложим здесь самые общие наблюдения, построенные на анализе некоторых из этих текстов. Несмотря на все трудности и чрезвычайное разнообразие масонских систем, можно выделить ряд базовых концепций, лежащих в основе масонского мировосприятия или, точнее, масонской теории познания, в значительной степени определяющей масонский образ мыслей. Масонский путь восхождения к истине состоит из трех этапов: первый из них предполагает нравственное самоисправление и познание таинств, сокрытых в человеческом существе; второй сосредоточен на познании Натуры; на третьем этапе познаются таинства Природы и Божества уже на совершенно качественно ином уровне - с помощью "духовного языка"[2]. Каббала (точнее, ее масонская версия) лежит в самой основе масонской теософии, космогонии и герменевтики и сопровождает посвященного на каждом из трех перечисленных этапов. На первом этапе она учит его тому, как приобщиться свету предвечного, высшего существа, Адама Кадмона, как уподобиться его совершенству. На втором этапе она предлагает целостную картину мира 10 сфирот и 4 оламот (миров каббалистической космогонии). Но особенно она важна на третьем этапе, когда дело доходит до необходимости понимания "духовного языка" Писания. Недаром так важна для масонов именно каббалистическая герменевтика, описание методов которой мы находим практически во всех рукописях, повествующих о каббале. Адам Кадмон Так, одним из наиболее значимых для масонов было представление о предвечном человеке Адаме Кадмоне, его падении и возвращении в первоначальное состояние. Именно на этой идее строится учение о исходном единстве человечества, каковое было нарушено и каковое необходимо восстановить. Сам масон уподобляется здесь Адаму, изначально обладавшему многочисленными добродетелями и истинным знанием. Эта концепция, столь важная для масонского мифа, исключительно синкретична; она включает в себя различные элементы, заимствованные из библейского, апокрифических, герметических, гностических, христианских и каббалистических источников. В целом можно сказать, что идеи русских масонов принадлежат к христианской (хотя и неортодоксальной) традиции, однако Адам Кадмон понимается ими вполне в соответствии с каббалистическим учением. Так, обсуждая проблему проявленного и непроявленного Божества, один автор замечает: "Чтобы произвести сии изтечения и изображения Божественных свойств и сил, безконечный первоисточник, безконечный дух, или безконечный свет, излил из себя ближайший Первый Источник, через который происходят дальнейшие изтечения. Это есть Адам Кадмон, т. е. Первообразный, Спервоначальный Человек (Urmensch). Сей перворожденный Божий открылся в десяти разных родах изтечений, или в своих изтечениях десятью образами и такое же число произвел из себя источников света: они называются Сефиротами, Сефирами, числами первоначальными, числами (Urzahlen) вещей" [3]. Для масонского мифа падение было тождественно утрате мудрости, предвечного знания, света Адама Кадмона, ибо, подобно христианским каббалистам XV - XVI вв., они считали каббалу изначальным знанием, дарованным Адаму в Эдеме. Очень существенно для масонского мифа было также учение о двух Адамах. Первый Адам одновременно обладал качествами Адама до грехопадения, некоего универсального существа, затем Адама Кадмона, по образу которого был сотворен мир и человек и чья душа содержит души всех людей, - и предвечного Иисуса. Второй Адам, или воплощенный Иисус, считался манифестацией или гиероглифом первого Адама[4]. Так, один из крупнейших русских масонов, первый Великий провинциальный мастер И. П. Елагин (1725 - 1793) писал: "Адам есть первородный от всех тварей, и начало всех тварей или творения Божия, в котором все силы целого Божественного Существа, яко в точке, совокупно находилися... [но] не может Рожденный за 1780 лет [т. е. Иисус] ни быть ни называться, ниже почитаться первенцем, первородным сыном, первородным человеком, а тем меньше Богом. Рожденный от жены не есть Бог: но человек был нам подобострастный, приявший на себя Гиероглив Первородного Адама и Сына... Речение Иисус знаменует Спаситель: спаситель не может уже быть Спасителем тому Роду, который был до него и до него истреблен смертию: ибо кто видал смерть плотскою тот от смерти не спасен: а первый и ветхий Адам до размножения Рода человеческого был уже Спасителем Рода своего от истинны Смерти Духовной внушением плотской Смерти; а сей Христос, или Иисус Гиероглиф желающий представить из себя истинного Иисуса Вечного или Адама..."[5]. Так или иначе, путем усовершенствования и самопознания масон должен открыть в себе тот свет Адама Кадмона, который уже есть в нем изначально: "Сего света и мы не лишены, он есть в нас, однако закрыт и так сказать, задавлен нашими дурными делами. Он блистает и в природе, но поелику не светит в нас, то мы его и вне себя не видим. И посему истинные мудрецы древних и новейших времен первым упражнением для человека поставляют познание себя... познание себя надо начинать от познания и исправления своих нравственных действий, и после приступать к рассматриванию таинств, находящихся в самом существе человеческом" [6]. Таким образом, человек должен как бы вернуться к той эпохе, когда "книга природы была отверста его понятию, и все ее таинства он постигал своим разумом"[7]. Это возвращение возможно только благодаря усвоению того знания, которым обладал Первочеловек в раю. Он, при своем падении, "сохранил память свою совершенно твердою... и посредством памяти своей наставлял необходимо своих потомков в науках, кои он почерпнул в Едеме и в познании, кои сыскал о природе и ее Правителе. Следовательно, некоторые из них сохранив сии учения мудрости, предавали изустно своему поколению... Хотя заподлинно утверждать можно, что учения наших праотцев переходили в потомство с крайнею точностию... однакож по причине чрезвычайного размножения человеческого рода на поверхности земной и разсеяния их в различные страны света, те неоцененные наставления в познании и истине, которые заняты были от первого человека, впали в заблуждение и конечную погибель, почему оные и сохранены только у немногих в прежней своей силе и совершенстве"[8]. Таким образом, для сохранения этого знания необходима древняя и аутентичная традиция. Ее-то и искали русские масоны, путешествуя по всей Европе, изучая труды западных мистиков и восточных отцов церкви, сочинения алхимиков и христианских каббалистов и т. д. Особое уважение они при этом испытывали к каббале. Истинная каббала Русские масоны считали "истинную каббалу"[9] важнейшей частью предвечной мудрости, необходимой падшему человеку для возвращения в райское состояние. "Когда же люди начали лишаться даров оных (т. е. даров Предвечного знания), то принуждены были понятия свои о природе и о самом Боге сообщать потомкам начертаниями, или Иероглифами..."[10]. Именно каббала содержит те Иероглифы, которые "образуют свойства вещей, существующих в мире"[11]. Более того, до определенного этапа, до появления Христа, каббала и была тем предвечным светом и первоначальным знанием, которое Адам вынес из Рая. С подобными идеями мы встречаемся, в частности, в трудах Ивана Елагина: "Каббала имеет наименование свое от lbq, получать, воспринимать, внимать. Она [есть] символическое или образовательное от Бога полученное и воспринятое учение Божественных таинств, которое нам к священному Богазрению потребно и полезно. Чего ради почитается сие учение истинным познанием аллегории и символов, и гиероглифов Божественных словес <...> Псаломник велит, по смыслу Кабалистического познания и извлекать толк и Разумение из закона писания Божественного. Итако главное Каббалы существо состоит в том, чтоб в Божественном Писании и слове Божии, наружного Буквенного смысла удаляться вникать во мыслей Духа" [12]. По мнению И. Шварца, руководителя московских розенкрейцеров начала 1780-х гг., масонство было тайной наукой, первыми адептами которой были еврейские сектанты. Лежащее в основе розенкрейцерской доктрины учение об "искрах света" передавалось изустно по цепи традиции. "Так перешла эта тайна [тайное знание розенкрейцеров] к религиозным еврейским сектам ессеев и терапевтов, живших во времена Христа и славящихся добродетелью <...> От этих-то ессеев и произошел славный орден розенкрейцеров, получивших и "искру света" вместе с добродетелью своих предков...."[13]. Таким образом, русские масоны утверждали существование непрерывной цепи традиции[14]. Тиккун ха-олам: цели масонской деятельности и каббала Однако масонская деятельность вовсе не ограничивалась одним только самопознанием, познанием натуры и Бога. В ее основе лежал алхимический и каббалистический импульс усовершенствования и спасения тварного мира. В целом ряде масонских текстов подробно описывается процесс универсального исправления (тиккун ха-олам). Вот как говорится об этом, к примеру, в трактате "Речь человека от Ezilessa"[15]. Согласно этому тексту, необходимость тиккун связана с серьезными сбоями в процессе творения, которые привели к существенным структурным нарушениям в мироустройстве. Однако, подобно евреям-каббалистам, масонские авторы считали это нестроение неизбежным этапом на пути трансформации, или "смягчения" Божественного качества Суда (сфира Дин), присущего самому Богу. Действительно, поскольку "Бог вездесущ, он не может не знать, что случится с Его творением; поскольку Он всемогущ, Он мог построить мир так, чтобы впоследствии не произошло никаких нарушений"[16]. Однако труд Творения подобен искусству золотых дел мастера, в руках которого "золото <...> различным образом превращается, ненужные части удаляются и вновь собираются, они очищаются и становятся лучше, чем они были прежде"[17]. Исправление и усовершенствование творения, т. е. преобразование силы Суда в силу Милости, уподобляется здесь алхимической трансмутации меди (= Суд, сфира Дин) в Серебро (= Милость, сфира Хесед)[18]. Вместе с тем, исправление понимается здесь и как гармонизация мира сфирот. Так, говоря о миссии Христа, масоны утверждали, что она состояла в восстановлении ключевой для творения связи между сфирот Тиферет (6-я) и Малхут (10-я), нарушенной в результате падения Адама. Вообще говоря, идея о том, что грехопадение было связано с отделением последней сфиры Малхут от остальных сфирот (и прежде всего - от центральной сфиры Тиферет) встречается уже в Зохаре. Сфирот были открыты Адаму в образе древа жизни (Тиферет) и древа познания (Малхут), но "вместо того, чтобы сохранить их изначальное единство и таким образом объединить сферы "жизни" и "познания" <...> Адам отделил одну от другой и предался поклонению одной Шхине [т. е. Малхут], не признавая ее единства с другими сфирот. Тем самым он прервал поток жизни... и принес разделение и обособление в мир"[19]. А вот что мы читаем в одном масонском тексте: "Кабалисты сказывают, что Бог сообщил сие тайное ведение Адаму, но Адам своим падением отторгся от царствия Божия <...> чрез то потерял сию мудрость, познал важность своей потери, снова обратился к сему источнику блаженства, и потомков своих научил сим истинам. Здесь ничего нет такого в себе самом, в чем не могли бы мы согласиться. Но в Кабале <...> это выражено языком образов. Здесь царство (Koenigreich = Malchut) есть самый нижний Сефирот, в котором свет всех сефиротов, изтекший через первообразного человека (Urmensch = Adam Kadmon = Сын Божий) из бесконечного Источника Света, сосредотачивается, и своею всемогущею силою направляет человека и все творения к их блаженству. Поелику же Адам возхотел быть собственным владыкою самому себе, или равным Богу, то чрез сие он отторгся от данного Сефирота, т. е. от царства Божия, а вместе с ним и самый этот лист или ветвь от древа Сефиротов <...> и потом к посрамлению своему ощутил смерть, которую привлек к себе своим отторжением от древа жизни и света, которое есть Небесный Человек и как гласят еще более иносказательные изображения"[20]. С таким пониманием связана и широко распространенная среди христианских каббалистов концепция Боговоплощения: по их мнению, оно было призвано восстановить гармонию в мире сфирот и возобновить связь между сфирой Тиферет (ипостасью Бога-Сына) и Малхут (человеческой природой, которую принял воплощенный Иисус)[21]. В одном масонском тексте середины 1780-х гг. говорится: "Известно нам, что согрешение Адамово состояло в том, что он отделил последнюю букву hai от имени Jehova, то есть malchos от Tefferes, которые при начале были соединены, но чрез прегрешение Адамово Malchos в низ опустился. И хотя для восстановления падшего назначены были, о чем уже мы прежде говорили, четыре строителя [т. е. Авраам, Исаак, Иаков и Давид], но они, быв люди, не могли совершить сего великого дела, то есть присоединить Malchos к Tefferesu, а должно было чтоб сам человек Odem, который есть Tefferes Христос <...>, исполнил оное посредством снизшествия на землю и воплощения в человека"[22]. Так или иначе, существенно то, что именно человек должен очистить доступные для него сферы бытия, причем главную роль здесь играют особые группы избранных посвященных, т. е. масоны. Для масона его личное спасение возможно лишь в ходе всеобщей гармонизации и спасения природы и человечества, универсального тиккуна, и каждый масон должен принимать в этом процессе деятельное участие. Именно этот импульс побуждал их заниматься благотворительностью, народным образованием, бороться за исправление нравов и в то же время изучать каббалу и участвовать в алхимических опытах, направленных на исправление и "спасение" "неблагородных металлов". В то же время, говоря о предполагаемом заимствовании характерных особенностей лурианской концепции тиккун в масонском учении, необходимо иметь в виду, что масоны восприняли из этой концепции (через посредство христианских каббалистов) лишь те элементы, которые соответствовали христианскому представлению об Искуплении и Спасении мира[23]. Каббалистическая герменевтика Важную роль в масонской системе играли библейская герменевтика и каббалистические методы интерпретации. Масоны верили, что, раскрывая тайный смысл Писания, они смогут постигнуть глубины Вселенной, установить контакты с духовным миром и узнать пути исправления несовершенного мира, включая человеческое общество и природу человека. С этой целью некоторые из них изучали иврит и пытались читать и толковать еврейскую Библию, обращаясь к каббалистическим символам и методам, таким, как гематрия, нотарикон и тмура. Подробное описание этих методов содержится во многих масонских текстах. В качестве примера использования нотарикона приведем следующее место из трактата Ивана Елагина "Объяснения таинственного смысла в Божественном Писании о сотворении Селенныя" (сер. 1780-х гг.): "Мы возьмем первое из Библии речение к раздроблению: в подлиннике Еврейском начинает Гл.1. ст.1 1-е речение: tywarb Берешид: сие речение состоит из 6 букв. Нотарикон поставляя по порядку одну букву за другою, составляет из одного речения шесть следующих речений, как то: Из того же Речения Берешид взяв по нотарикону две буквы, первую b бет и последнюю t тав, выйдет Речение целое tB Бас, Дщерь, а оставшиеся в середине четыре буквы составят речение yIwar Роши, Моей Главы. Продолжим еще сей пример, взяв из текста второе по порядку речение asrsB БАРА. Оно по нотарикону даст нам три Речения изходящие из 3-х его букв, как то: "Духовный" и "телесный" смыслы Писания Как мы уже отмечали, масоны придавали большое значение изучению еврейского языка. Однако целью их было не только более точное понимание текста Писания или умение пользоваться гематриями: прежде всего они стремились понять "духовный смысл" библейского текста. Мы приведем фрагмент из письма одного из розенкрейцеров, князя Н. Трубецкого (1744 - 1821), объясняющего важность знания еврейского языка и каббалы для масонской работы другому масону, А. Ржевскому (1737 - 1804). В начале письма он пишет "о важности и нужде еврейского языка"[25]. Затем следуют рассуждения о том, что не нужно заниматься каббалистическим истолкованием Писания (т. е. "духовным"), пока не постигнешь науку о природе (т. е. "телесное"). "Таинственный смысл Моисеевых писаний, мне кажется, не числением и не произведением из всякой буквы нового слова познается; ибо слова, кои писал Моисей, уже не те суть теперь, которые были; но сии последние введены от Ездры, по возвращении из Вавилона; но прямой путь к достижению истины есть тот, чтобы познать так, как Авраам прежде рабыню, прижить с ней Измаила, а потом получить от Сары Исаака; ибо наука сия не только о духовных вещах открывает, но и сама можно сказать духовна; но как может судить смертный о духовном, не зная прежде телесное... Упражняющиеся в сей науке правильно предполагают, что "все нижние вещи представляют вышние и, как в нижних происходит, так происходит в вышних", и потому сам бы Моисей не мог дойти до духовного, когда бы не знал совершенно телесного, почему и заключаю, что знаменование смысла Моисеева от него происходит до сих времян из уст в уста, и что в самых словах, а не в буквах, таинственное сие знаменование заключается так, как, например, в Бытии в 1-й главе части[ца] "ет" на еврейском языке знаменует ессенцию самую чистую; но она же служит союзом "и", то в переводе и назначена союзом - "и землю"; но перевести можно - ессенцию земли; однакож, ежели человек упражнялся прежде в познании телесного в натуре и имеет малое познание в еврейском языке, то ему легко с малым трудом, без помощи изчисления, познать истинный смысл Моисеев, ибо он довольно, по моему мнению, ясно истину людям представляет, и кто знает истинный смысл Елогим, который у него есть действующим лицем в первой главе Бытия, то легко познает, что прежде телесное узнать должно, а не духовное; однако я надеюсь, почтенный брат, на вашу скромность, что вы по прочтении сие письмо издерете и ни с кем о говоренном в оном говорить не станете..." [26] Обращаясь к масонской традиции в целом, мы можем заключить, что русские масоны использовали каббалу, во-первых, в качестве основы для своей космогонической системы, для объяснения иерархического устройства небесного мира и для общения с этим миром (Эйн-соф, сфирот, оламот). Во-вторых, каббала давала им ключ для истолкования Писания и раскрытия тайных смыслов библейского текста. Таким образом, Каббала существенным образом влияла на понимание ими христианских догматов Троичности и Боговоплощения, мессианства и эсхатологии. Такая адаптация еврейских мистических концепций вовсе не является случайной, но, по-моему, отражает специфику самого масонского учения, обнаруживающего идейную близость к некоторым идеям каббалы в существенных своих аспектах. Каббала для масонов была истинным знанием о Боге, мире и человеке, и не только способствовала процессу всеобщего исправления, но и определяла пути его осуществления. Источник: Журнал "Солнечное сплетение" 10.02.2003
© Psyoffice.ru
[1] См. описание этих источников в Burmistrov K., Endel M. Kabbalah in Russian Masonry: Some Preliminary Observations // Kabbalah: Journal for the Study of Jewish Mystical Texts (Los Angeles), 4 (1999). P. 9-59. [2] Такого рода рассуждения содержатся в целом ряде масонских рукописей. Например, в "Беседах из Теоретического Градуса Соломонских ведений" (НИОР РГБ, Ф. 14, № 250, лл. 93-93об.) читаем: "Довольно известно вам, что Бог научает нас трояким образом: во I-х указует нам на натуру, яко на открытие дела Премудрости Божией; во II-х преподает правило к Исправлению Нравов наших и наконец в III-х чрез все сие руководствует нас к Истинной Внутренней Богословии или к живому познанию Слова Божия. Сие-то троякое учение мы обязаны тщательно обращать в деятельность так, чтобы оно день от дня переходило в жизнь нашу и внутренний наш человек питался оным, возрастал и укреплялся в Господе". [3] НИОР РГБ, Ф. 14, № 992 ("Краткое понятие о каббале", нач. XIX в.), л. 14-14об. [4] См. об этом, напр., Сен-Мартен Л.-К. О заблуждениях и Истинне. М., 1785. С. 35, 70 и др. [5] На этом данный фрагмент рукописи обрывается (РГАДА, Ф. 8, № 216, ч. 6, л. 67об.-68). [6] Предуведомление к читателям // Вечерняя Заря. Т. 1. М., 1782. С. 3. [7] Из статьи: Состояние человека перед грехопадением // Московское ежемесячное издание. Т. 2. 1781. С. 235. [8] Там же. С. 238. [9] Технический термин, обозначающий особую масонскую версию каббалы, основанную на ее интерпретациях христианскими каббалистами XV - XVII вв. Как правило, "истинная каббала" отождествляется с "теоретической", или "созерцательной" каббалой (каббала ийунит) и противопоставляется "практической" каббале (каббала маасит, или "еврейская магия"). См. НИОР РГБ, Ф. 14, № 1116, л. 2, 5об; № 992, л. 1-2об; Onomatologia curiosa artificiosa et magica, или Словарь натурального волшебства. Т. 1. М., 1795. С. 376-377. См. также Burmistrov K., Endel M. Kabbalah in Russian Masonry: Some Preliminary Observations. P. 33-36. [10] Состояние человека перед грехопадением. С. 238. [11] Поэтому слова "иероглифический" и "каббалистический" воспринимаются иногда как синонимы. [12] РГАДА, Ф. 8, № 216, Ч. 6, л. 54-54об. [13] Семека А. В. Русские розенкрейцеры и сочинения Императрицы Екатерины II против масонства // Журнал Министерства народного просвещения. Февраль 1902. С. 350. [14] См. там же, с. 358. Стоит отметить, что в одном из масонских псевдоэпиграфов, "Письме раввина Лиссабонского раввину Бржестскому" (1817) утверждается, что Масонство (Братство "Хафшим гадерим") было учреждено еще в библейские времена: "...Внушенные духом Господним Отцы наши почтенные старцы в народе: Нехемий священник, Зоровавель отрасль царей, Сарая, Рехелая, Мардохай, Бельсан и много прочих условились между собою составить особенное Общество добродетельных людей, честь Бога, любовь ближнего, и бдение о безпрерывном достигании нравственных добродетелей, первою целию связи своей полагающее..." (см. НИОР РГБ, Ф. 147, № 287, л. 30); само масонство рассматривается здесь как некий тайный еврейский орден. [15] НИОР РГБ, Ф. 14, № 1655, л. 487-523. Этот текст является переработанной версией одной из частей трактата "Маамар Адам де-ацилут", анонимного каббалистического сочинения конца XVII в., в котором "систематически и оригинальным образом раскрываются основные положения лурианской каббалы" (см. Scholem G. Kabbalah. Jerusalem, 1974. P. 143). [16] НИОР РГБ, Ф. 14, № 1655. С. 506. [17] Там же. С. 510. [18] Там же. С. 511. [19] Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. Т. 2. Иерусалим, 1989. С. 42. [20] НИОР РГБ, Ф. 14, № 992, л. 3об. - 4. [21] См. Бурмистров К. "Kabbala Denudata", открытая заново: христианская Каббала барона Кнорра фон Розенрота и ее источники // Вестник Еврейского университета. № 3 (21). 2000. С. 25-74; Бурмистров К. Еврейская мистика и ее влияние на духовную жизнь Европы конца XVII в. (в печати). Интересную параллель с этой концепцией мы находим у Лейбница. Обсуждая в "Опытах теодицеи" проблему грехопадения, Лейбниц, находившийся под сильным влиянием христианской каббалы, упоминает каббалистические трактовки мировой катастрофы. Он пишет: "У еврейских каббалистов Malchuth, или царство, последняя из сефирот, обозначает то, что Бог управляет всем беспрепятственно, но благостно и без насилия, так что человек думает, будто он исполняет свою волю, между тем как он исполняет волю Божию. Они говорили, будто грех Адама был truncatio Malchuth a caeteris plantis [отсечение Малхут от остальных растений], т. е. что Адам убрал последнюю сефиру, чтобы создать себе царство в царстве Божием и приписать себе свободу, независимую от Бога; но его падение показало ему, что он не мог существовать сам собой и что люди имеют необходимость в искуплении Мессией" (Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1989. С. 374-375). [22] НИОР РГБ, Ф. 14, № 1665, с. 532-533. [23] Мы не вдаемся здесь в вопрос о различиях между христианской и еврейской сотериологией, поскольку, на наш взгляд, эта тема едва ли была важна для масонов, искавших более сходства, нежели различия. [24] РГАДА, Ф. 8 N 216, ч. 6 (1), л.57-57об. [25] Барсков Я. Л. Переписка московских масонов XVIII в. Пг., 1915. С. 235. [26] Там же. С. 236-237. Письмо датируется серединой - вт. пол. 1780-х гг. См. также: Там же. С. 235-236, 274. Категория: Учения, Литература по каббале Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|