ПРОЕКТ «Создание единого здоровьесберегающего пространства в условиях ДОУ и семье»
Разработала: инструктор по физической Культуре Дементьева М.А.
СОДЕРЖАНИЕ
- Наименование инновационного проекта образовательной организации
- Актуальность
- Срок реализации проекта
- Цели, задачи, основная идея предлагаемого инновационного проекта,
- Гипотеза.
- Основные идеи проекта.
- Ожидаемые результаты проекта.
- Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта.
- Описание основных мероприятий инновационного проекта (исходные концептуальные положения, этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме инновационного проекта).
- Календарный план реализации инновационного проекта с указанием сроков реализации по этапам и ожидаемые результаты.
- Календарный план мероприятий и сроки проведения.
- Ресурсное обеспечение инновационного проекта.
- 1.Кадровое обеспечение инновационного проекта
- 2. Нормативное обеспечение инновационного проекта
- «Организация здоровьясберегающего пространства в условиях ДОУ и семье».
Актуальность.
«Физическое образование ребенка есть база для всего остального.
Без правильного применения гигиены в развитии ребенка,
без правильно поставленной физкультуры и спорта
мы никогда не получим здорового поколения».
А. В. Луначарский
Сбережение здоровья детей – приоритетное направление деятельности ДОУ, так как детский сад посещают дети с ослабленным иммунитетом. Здоровье детей зависит не только от физических особенностей и возможностей. Прежде всего здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микроклимата, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Однако мы можем констатировать явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании и укреплении здоровья детей (результаты мониторинга). С этой позиции более полноценное физическое развитие и оздоровление детей возможно при сотрудничестве семьи и детского сада, как двух основных социальных структур, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «семья, и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительно делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщения и взрослых и детей к здоровому образу жизни.
Срок реализации проекта.
Срок реализации проекта 2014-2016 год.
- этап проекта – «Организационно-деятельностный» 2014-2015 год
- этап проекта – «Внедренческий. Практический» 2014 – 2015 год
- этап проекта – «Заключительный. Итогово-обобщающий» 2015 – 2016 год
Цели, задачи, основная идея предлагаемого инновационного проекта
Цель:
Создание единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья».
Задачи:
- Повысить педагогическую культуру родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.
- Организовать совместную деятельность педагогов ДОУ, специалистов поликлиники, тренеров детских спортивных секций.
- Создать банк данных о состоянии здоровья детей
- Налаживать эффективное взаимодействие с родителями по пропаганде здорового образа жизни, осознанию важности гигиенической и двигательной культуры, необходимости выполнения закаливающих мероприятий.
- Приобщить родителей к жизнедеятельности ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества.
Гипотеза:
Если установить тесное эффективное сотрудничество педагогов с семьей посредством привлечения родителей к проектной деятельности по здоровьесбережению дошкольников, то взаимодействие будет способствовать положительным результатам в воспитании здорового ребенка и приобщения детей и взрослых к здоровому образу жизни.
Основные идеи проекта:
Проблема взаимодействия с родителями в процессе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни исследуется в русле проектировочной деятельности. Новизна проекта заключается в интегрированном использовании разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности, в том числе и реализации мини-проектов на основе использования следующих принципов:
- Единство, которое достигается в том случае, цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям. Семья знакомится с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
- Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом), в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и особенностей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
- Реализация эффективного взаимодействия через проектную деятельность.
- Ожидаемые результаты проекта.
v Выход дошкольного учреждения на новый этап развития.
v Повышение престижа учреждения в социуме.
v Внедрение новых образовательных мини проектов.
v Повышение эффективности процесса обучения.
v Повысить эффективность взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.
v Повысить уровень физической подготовленности и двигательной активности детей.
v Снизить заболеваемость детей.
v Привести физкультурное оборудование в соответствие с нормами СанПиН и ФГОС к условиям реализации образовательной программы ДОУ.
v Расширение поля деятельности воспитанников и педагогов и родителей, обогащение представлений о здоровьезбережении в домашних условиях и в условиях ДОУ, повышение качества образовательного процесса, внесение существенного разнообразия в жизнь воспитанников и жизнь семей.
v Профессиональный рост педагогов.
v Популяризация и внедрения в работу детского сада инновационного опыта работы педагогов-новаторов.
8. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта.
v Совместимость проекта с долгосрочными планами детского сада
v Соответствие проекта отношению организации к нововведениям
v Соответствие проекта потенциалу роста организации;
v Устойчивость положения организации
v Соответствие проекта критериям эффективности финансирования
v Стартовые затраты на осуществление проекта
v Наличие финансов в нужные моменты времени
v Финансовый риск, связанный с осуществлением проекта
v Необходимость образовательных нововведений для осуществления проекта
v Наличие производственного персонала и соответствие его квалификации требованиям проекта.
v Потребность в дополнительном оборудовании
v Возможная реакция мнения родительской общественности на осуществление проекта.
Данные критерии и показатели оценки результативности и эффективности дают возможность оценить достижения инновационного проекта.
9. Описание основных мероприятий инновационного проекта (исходные концептуальные положения, этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме инновационного проекта).
1 этап проекта – «Организационно — деятельностный» включает в себя:
1. Работа с педагогами
-На первом этапе педагогический коллектив был ознакомлен с целями, задачами, ожидаемыми результатами, основным содержанием, механизмами реализации данного проекта.
Здесь для нас было главное, донести основную идею о создании единого здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье, ориентировать педагогов и специалистов детского сада на активную позицию взрослых в воспитании здорового ребёнка.
-Далее была сформирована творческая группа, которая является координатором проекта. Хочется отметить, что наша творческая группа была сформирована по личной инициативе каждого участника, в неё вошли наиболее заинтересованные и компетентные в данной проблеме сотрудники нашего детского сада: заведующая, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, 4 воспитателя, старшая медицинская сестра.
Цель работы творческой группы:
объединить стремление педагогов и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование валеологической грамотности и потребности в здоровом образе жизни.
Основные направления работы:
v Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в детском саду (использование вариативной физкультурно-игровой среды в группах, физкультурном зале, спортивной площадке и участках ДОУ),
v Ресурсное обеспечение (материально-техническое оснащение и научно-методическое обеспечение педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников;
v Повышение профессионального мастерства педагогов детского сада;
v Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий;
v Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий всеми участниками образовательного процесса: педагогами, медицинским персоналом, администрацией детского сада, родителями.
Каждый член творческой группы имеет возможность вносить свой вклад в разработку инновационного проекта, ориентируясь на конечный результат всей работы. Коллективно-распределительная деятельность в творческой группе построена на основе распределения всего объема работы на всех сотрудников:
v Информационно-аналитическая деятельность (создание службы мониторинга; формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни, состоянию здоровья детей).
v Мотивационно-целевая (разработка методов стимулирования).
v Планово-прогностическая (участие членов коллектива в планировании оздоровительной работы; выделение показателей достижения целей).
v Организационно-исполнительская (создание координационного совета, работа медико-психолого-педагогической службы).
v Контрольно-диагностическая деятельность (нацеленность системы контроля на конечный результат; использование различных форм общественного контроля: творческие отчеты, презентации, публичные выступления).
v Регулятивно-коррекционная деятельность (создание проблемной группы по внедрению проекта, технологий).
-Работа по укреплению материально-технической базы, подбор материалов, пополнение предметно-развивающего пространства групп для реализации темы проекта.
-Разработка конспектов образовательной деятельности.
-Разработка мини проектов.
2. Работа с родителями
- Согласие родителей на участие детей в образовательной деятельности
-Анкетирование родителей.
- Информирование родителей о задачах и содержании работы
- Консультация «Применение здоровьесберегающих технологий в домашних условиях»
На этом этапе проекта используются теоретические методы (изучение научно-практической, психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта, нормативных и инструктивных документов);
Прогнозируемые результаты 1 этапа:
v Открытая, доступная инфраструктура образования, позволяющая быстро реагировать на любые инновации.
v Рейтинг педагогов, выявление проблем и работа над ними. Систематизация методических разработок (планы, конспекты, мультимедийные презентации).
v Повышение качества образовательного процесса в совместной деятельности воспитателей и родителей.
v Разработка критериев оценки эффективности использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно — образовательном процессе.
2 этап проекта – «Внедренческий. Практический» включает в себя:
1. Работа с педагогами
- Разработать программу по совместной деятельности специалиста с семьей.
- Подобрать диагностический инструментарий для мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта
- Проведение открытых мероприятий для педагогов ДОУ и городского округа по использованию здоровьесберегающего пространства в условиях ДОУ и семье.
- Самообразование.
2. Работа с детьми.
-Повышение уровня физической подготовленности и двигательной активности детей.
-Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности в в образовательной деятельности.
- Диагностика показателей результативности реализации программы
3. Работа с родителями
-Налаживать эффективное взаимодействие с родителями по пропаганде здорового образа жизни, осознанию важности гигиенической и двигательной культуры, необходимости выполнения закаливающих мероприятий.
-Приобщить родителей к жизнедеятельности ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества.
Использовать здоровьесберегающие технологий в осуществлении взаимодействия с семьями по вопросам оздоровления детей следующим образом:
- Привлечение родителей к созданию обучающих презентаций для детей «Здоровый образ жизни моей семьи», «Режим выходного дня моей семьи»
- Использование Интернет-ресурсов для взаимодействия с родителями.
Для успешной работы с родителями мы используем план изучения семьи:
v Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения). Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.).
v Стиль и фон семейной жизни, какие впечатления преобладают — положительные и отрицательные, причины семейных конфликтов.
v Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.
v Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.
Методы, используемые педагогами в работе:
u Анкета для родителей.
u Беседы с родителями
u Беседы с ребенком
u Наблюдение за ребенком
u Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми
u Посещение семьи ребенка.
С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
- Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
- Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
- Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
- Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь ее с заболеваниями бронхолегочной системы.
- Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
- Значение режимных моментов для здоровья ребенка.
- О питании дошкольников.
- Особенно физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей.
- Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
- Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
- Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
- Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
- Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка.
Прогнозируемые результаты 2 этапа:
Система оздоровления детей в домашних условиях мотивацию детей к обучению в ДОУ, вовлечет воспитанников в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизирует двигательную деятельность. Активное внедрение этих технологий является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям здоровьесберегающего пространства и процессу реформирования традиционной системы образования.
В качестве средства контроля и обеспечения достоверности результатов на 2 этапе проекта используется диагностика показателей результативности реализации программы на начало и конец учебного года. Результаты анкетирования родителей по здоровьесбережению ребенка.
3 этап проекта – «Заключительный. Итогово-обобщающий» включает в себя содержание:
1. Работа с педагогами
- Проведение практического семинара по использованию и внедрению технологий совместной деятельности воспитателя и семьи.
- Анализ результатов реализации проекта и перспективы развития детского сада.
- Создание банка методических материалов по взаимодействию воспитателей, специалистов ДОУ и семьи в области здоровьясбережения.
- Оформление и передача педагогического опыта через методические объединения, семинары-практикумы, размещение на сайте учреждения.
2. Работа с детьми
- Использование индивидуального подхода в образовательной деятельности.
-Повышение уровня физической подготовленности и двигательной активности детей.
-Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности в в образовательной деятельности.
3. Работа с родителями
- Мастер-классы для родителей по здоровьезбережению детей дома.
- Представление семейного опыта участия в проекте детского сада (представление детьми совместных проектов с родителями).
-Повышать информированность и заинтересованность родителей, как потребителей образовательных услуг.
-оформление родителями презентаций «Мой спортивный семейный отдых», «Наша спортивная семья»
В этом этапе проекта используются эмпирические методы педагогического анализа (диагностика, контроль и наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т.д.); метод изучения, теоретического анализа и обобщения опыта, складывающегося в ходе инновационной деятельности.
Прогнозируемые результаты 3 этапа: Анализ накопленного педагогического опыта в контексте заявленных преобразований, выявление проблем, дополнение планов мероприятий по их реализации, через самосовершенствование и в ходе экспериментальной, исследовательской работы. Отработанная, эффективная система применения здоровьесберегающих технологий усилит положительную мотивацию обучения; активизирует познавательную деятельность детей; будет способствовать повышению качества образования.
Оформление и передача педагогического опыта должны осуществить более массовое внедрение использования здоровьесберегающих технологий и повышения качества образовательного процесса в совместной деятельности воспитателя и семьи.
|