Епифанова Светлана Николаевна. Метод проекта в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Метод проекта в экологическом воспитании детей дошкольного возрастаС самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Как развивать у детей любовь к природе и стремление защищать ее? И как научить детей ценить красоту и хрупкость природы?
Педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью. Проектирование образовательной деятельности является актуальным в настоящее время. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.
Особую педагогическую значимость метода проекта мы видим в том, что:
-он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
-это метод, идущий от детских потребностей и интересов, то есть позволяет создать систему интересов, в том числе и выбор интересных и значимых для ребенка тем;
-проект- продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
Целью нашей работы стало: формирование ребенка, как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности познания.
Для выполнения цели мы поставили следующие задачи:
v Учить адаптироваться в новых условиях, находить выход из различных ситуаций, делать выбор
v Формировать проектно-исследовательские умения и навыки
v Развивать детскую самостоятельность, способность к рефлексии (при поддержке взрослого), сотворчество детей и взрослых
v Развивать коммуникативные навыки (умения действовать в коллективе)
v Воспитывать  у детей познавательный интерес, бережное и действенное отношение к природе.
Каждый проект включает в себя такие методы, как наблюдение, опытническая работа, моделирование, эксперименты, а так же творческую деятельность.
В своей работе мы применяли разные типы проектов:
-познавательно-исследовательский  проект «Путешествие капельки» целью которого было: познакомить детей с водой, как веществом, с его свойствами и превращениями, показать огромное значение в жизни человека и всего живого. Дальнейшее развитие проект получил в составлении альбома о Волге, как судоходной реке. Еще один исследовательский проект «Мы -  друзья природы». Цель: воспитание бережного, внимательного отношения к природе; помочь детям разобраться, какие действия человека приводят к негативным последствиям.
-информационный проект «Наша энциклопедия»- состоял из индивидуальных проектов. Цель: обогатить знания детей о животных и растениях нашей местности, развить самостоятельность, повысить познавательный интерес к природе нашего края. Долгосрочный информационный проект «Лесная почта» осуществляется для развития и поддержания любознательности и познавательной активности детей. А так же для учета их интересов при планировании.
-творческий проект «Птичья столовая» был направлен на помощь птицам, которые гибнут во время холодов от недостатка пищи. Дети изучали, какие именно кормушки нравятся птицам (с крышей - защитой от снега, с бортиками - защитой от ветра). В процессе реализации творческого проекта «Экологическая сказка» дети учились использовать полученные знания о природе, понимать правду и вымысел, воспитывалось желание передавать свои знания малышам через сказку.
Немаловажное значение играют проекты по созданию экологической среды в ДОУ. Например, дизайн-проект «Сказка на участке» или проекты по созданию мини-музеев «Воздух-невидимка», «Главная улица России- река Волга», индивидуальные проекты «Космический корабль».
Синквейны, новая форма работы, которая может использоваться в  рамках реализации экологических проектов.
Синквейн- от франц. слова “пять” и означает белый стих, состоящий из 5 строк и написанное по определенному алгоритму:
1 строка- имя существительное
2- два имени прилагательных, описывающих тему,
3-три глагола
4- фраза из 4 и более слов, выражающая отношение к теме
5- одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией.
Мы брали такие темы: верба, деревья, животные, весна. Составление синквейнов способствует развитию познавательной, творческой активности, самостоятельности. Данная работа помогла обобщить знания по общей теме «Весна». В процессе составления синквейнов мы активизируем словарь детей, развиваем ассоциативное мышление и образную память, учим вниманию, при рассматривании предметов, мотивируем детей на создание поделок по синквейнам. По синквейнам можно создать проект с участием родителей, учителей -логопедов, музыкального руководителя, инструктора по физо. Их можно использовать в качестве примера интеграции с участием разных специалистов. Ну а на собственном опыте мы убедились, что детям понравилась данная методика. Им понравилось давать интервью педагогам, проявлять творчество и смекалку. Они сами подходили и просили помощи в написании синквейна. Попробуйте и вы!
Немаловажное значение в реализации проектов играют родители. Для этого мы провели консультации, оформили информацию на стендах на темы: «Развитие познавательной потребности и любознательности у детей», «Как научить ребенка быть исследователем», «Проводим опыты дома». Особенно заинтересовал родителей и детей проект по созданию презентаций на темы: «Где бывали, что видали?» и «Красота родного края».Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию своих детей, повышает их педагогическую компетентность, активизирует участие в воспитательно-образовательном процессе. В процессе работы над проектами мы взаимодействовали и с общественными организациями: библиотекой, Домом детского творчества «Каравеллой», с ДК-музеем.
Можно сделать следующие выводы по проделанной работе: у детей повысился интерес к творческому проектированию, повысился уровень знаний и умений детей по экологическому образованию, дети научились взаимодействовать в группе, дети стали ближе и чувствительнее к миру природы, дети вышли на более высокий уровень общения и взаимодействия со взрослым - партнерские отношения, развилась способность к самостоятельному поиску решения проблемы и анализу результата, обогатилась предметно - развивающая среда.
Таким образом, метод проекта способствовал развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Просмотров: 822
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Вахонина Юлия Витальевна. Метод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала
  • Трошина Светлана Николаевна. Экологический проект для родителей детей старшего дошкольного возраста «Природе нужна наша помощь!»
  • Захарова Ирина Сергеевна. «Метод проектов как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Тарасова Елена Алексеевна Баранова Ольга Вадимовна. Метод проектов как условие гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Хасанова Рузиля Рафаэльевна. Педагогический проект «Изготовление детского журнала – как средство совместной деятельности педагога, детей и родителей»
  • Мальцева Фируза Николаевна. Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Альянова Светлана Юрьевна. Кружковая работа по аппликации как форма и метод работы по развитию творческих способностей детей
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Попелышева Светлана Васильевна. Развивающая образовательная среда для детей с ОВЗ в условиях реализации проекта «Консультационный пункт» для сельского детского сада.
  • Большевых Елена Витальевна. Проект «Развитие у дошкольников познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов»
  • Грачева Анжела Олеговна. Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Книжка — малышка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Каневская Елена Андреевна. Педагогический проект: «Формирование познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством вовлечения родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» на основе проектного метода»
  • Касьянова Анна Николаевна. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
  • Авдеенко Наталья Борисовна. Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Кашапова Елена Михайловна. Педагогический проект «Потешки» (младшая группа) Тема: «Развитие познавательно – исследовательской активности детей»
  • Исламова Гульшат Радисовна. Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»
  • Харив Наталья Владимировна. Проект непосредственно образовательной деятельности «Поначалу в жизни нашей было всё не так …»
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Иванюхина Раиса Павловна. Педагогический проект на тему: «Безопасность детей в природе»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Смольнякова О.В., Пальчиковская И.Д., Железнякова И.Г.. Проект по Созданию детской мини-библиотеки для детей со зрительной депривацией
  • Жирнова Ирина Викторовна. Занятие по познавательно — исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Как приготовить кофе».
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь