Проект "Создание единого здоровьесберегающего пространства в условиях ДОУ и семье"
Разработала: инструктор по физической культуре Дементьева М.А., Моцная М.С. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 18 «Золотая рыбка»
СОДЕРЖАНИЕ
- Наименование инновационного проекта образовательной организации.
- Актуальность.
- Срок реализации, продолжительность, тип проекта, участники.
- Цели, задачи, основная идея предлагаемого инновационного проекта.
- Гипотеза.
- Ожидаемые результаты проекта.
- Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта.
- Описание основных мероприятий инновационного проекта (исходные концептуальные положения, этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме инновационного проекта).
- Календарный план реализации инновационного проекта с указанием сроков реализации по этапам и ожидаемые результаты.
- Календарный план мероприятий и сроки проведения.
- Ресурсное обеспечение инновационного проекта.
- 1.Кадровое обеспечение инновационного проекта
- 2. Нормативное обеспечение инновационного проекта
- Энциклопедия здоровья маленьких почемучек для детей 4-6 лет.
Скачать: Проект "Создание единого здоровьесберегающего пространства в условиях ДОУ и семье" (полный конспект)
Забота о здоровье – это важней-ший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… В.А. Сухомлинский
2. Актуальность.
Одной из главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Но, к сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первого места в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если родители будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребенку реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь?
3. Срок реализации, продолжительность, тип проекта, участники.
Срок реализации: 2015-2016 учебный год.
Продолжительность: долгосрочный.
Тип проекта: творческо-информационный.
- этап проекта – «Организационно-деятельностный» декабрь 2015года.
- этап проекта – «Внедренческий. Практический» январь -март 2016года
- этап проекта – «Заключительный. Итогово-обобщающий» март-апрель 2016года.
Участники проекта: воспитанники среднего и старшего возраста, родители.
4. Цели, задачи, основная идея предлагаемого инновационного проекта.
Цель проекта:
Сформировать у детей дошкольного возраста потребность в здоровом образе жизни.
Задачи проекта:
- Познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами здорового образа жизни.
- Обогатить общие представления детей о здоровье как ценности, расширить представления о состоянии собственного тела.
- Воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни.
- Поддерживать достижения детей, чувство гордости за результаты собственного и общего труда.
- Привлечь родителей к взаимодействию с детским садом по развитию у дошкольников представлений о ЗОЖ.
5. Гипотеза.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, родители будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
6. Ожидаемые результаты проекта.
- У детей формируется понятие о здоровом образе жизни.
- Дети усвоят определенный объем знаний об организации рационального, здорового питания.
- Сформируются простейшие умения и навыки гигиенической и двигатель-ной культуры.
- Повысится заинтересованность родителей к развитию у детей представле-ний и навыков ЗОЖ.
7. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности инновационного проекта.
- Совместимость проекта с долгосрочными планами детского сада.
- Соответствие проекта отношению организации к нововведениям.
- Соответствие проекта потенциалу роста организации.
- Устойчивость положения организации.
- Соответствие проекта критериям эффективности финансирования.
- Стартовые затраты на осуществление проекта.
- Наличие финансов в нужные моменты времени.
- Финансовый риск, связанный с осуществлением проекта
- Необходимость образовательных нововведений для осуществления проекта.
- Наличие производственного персонала и соответствие его квалификации требованиям проекта.
- Потребность в дополнительном оборудовании.
- Возможная реакция мнения родительской общественности на осуществле-ние проекта.
Данные критерии и показатели оценки результативности и эффективности дают возможность оценить достижения инновационного проекта.
8. Описание основных мероприятий инновационного проекта.
1 этап проекта – «Организационно-деятельностный» включает в себя:
1. Работа с педагогами
-На первом этапе педагогический коллектив ознакомится с целями, задачами, ожидаемыми результатами, основным содержанием, механизмами реализации данного проекта.
Здесь для нас было главное, донести основную идею о создании энциклопедии здоровья для маленьких почемучек.
- Сформирована творческая группа, которая является координатором проекта. Хочется отметить, что наша творческая группа сформирована по личной инициативе каждого участника, в неё вошли наиболее заинтересованные и компетентные в данной проблеме сотрудники нашего детского сада: заведующая, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели, старшая медицинская сестра.
Цель работы творческой группы:
объединить стремление педагогов и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование валеологической грамотности и потребности в здоровом образе жизни детей и их родителей.
Основные направления работы:
- Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в детском саду (использование вариативной физкультурно-игровой среды в группах, физкультурном зале, спортивной площадке и участках ДОУ),
- Ресурсное обеспечение (материально-техническое оснащение и научно-методическое обеспечение педагогического процесса по физическому воспита-нию дошкольников;
- Повышение профессионального мастерства педагогов детского сада;
- Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий;
- Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий всеми участниками образовательного процесса: педагогами, медицинским персоналом, администрацией детского сада, родителями.
Каждый член творческой группы имеет возможность вносить свой вклад в разработку инновационного проекта, ориентируясь на конечный результат всей работы. Коллективно-распределительная деятельность в творческой группе построена на основе распределения всего объема работы на всех сотрудников:
- Информационно-аналитическая деятельность (создание службы мониторинга; формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни, состоянию здоровья детей).
- Мотивационно-целевая (разработка методов стимулирования).
- Планово-прогностическая (участие членов коллектива в планировании оздоровительной работы; выделение показателей достижения целей).
- Организационно-исполнительская (создание координационного совета, работа медико-психолого-педагогической службы).
- Контрольно-диагностическая деятельность (нацеленность системы контроля на конечный результат; использование различных форм общественного контроля: творческие отчеты, презентации, публичные выступления).
- Регулятивно-коррекционная деятельность (создание проблемной групп по внедрению проекта, технологий).
-Работа по укреплению материально-технической базы, подбор материалов, пополнение предметно-развивающего пространства групп для реализации темы проекта.
-Разработка конспектов образовательной деятельности.
-Разработка презентаций.
1. Работа с родителями
- Согласие родителей на участие детей в образовательной деятельности
-Анкетирование родителей.
- Информирование родителей о задачах и содержании работы
-Консультация для родителей «Укрепление здоровья детей и снижение заболе-ваемости».
На этом этапе проекта используются теоретические методы (изучение научно-практической, психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта, нормативных и инструктивных документов);
Прогнозируемые результаты 1 этапа:
- Открытая, доступная инфраструктура образования, позволяющая быстро реагировать на любые инновации.
- Рейтинг педагогов, выявление проблем и работа над ними. Систематизация методических разработок (планы, конспекты, мультимедийные презентации).
- Повышение качества образовательного процесса в совместной деятельности воспитателей и родителей.
Методы, используемые педагогами в работе:
- Анкета для родителей.
- Беседы с родителями
- Беседы с ребенком
- Наблюдение за ребенком
- Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми
- Посещение семьи ребенка.
С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
- Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
- Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
- Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
- Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь ее с заболеваниями бронхолегочной системы.
- Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
- Значение режимных моментов для здоровья ребенка.
- О питании дошкольников.
- Особенно физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей.
- Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
- Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
- Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
- Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка.
- Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
Прогнозируемые результаты 2 этапа:
Система оздоровления детей в домашних условиях способствует мотивации детей к обучению в ДОУ, вовлекает воспитанников в воспитательно-образовательный процесс, способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизирует двигательную деятельность. Активное внедрение этих технологий является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям здоровьесберегающего пространства и процессу реформирования традиционной системы образования.
В качестве средства контроля и обеспечения достоверности результатов на 2 этапе проекта используется диагностика показателей результативности реализации программы на начало и конец учебного года. Результаты анкетирования родителей по здоровьесбережению ребенка.
3 этап проекта – «Заключительный. Итогово-обобщающий» включает в себя содержание:
1. Работа с педагогами
- Проведение практического семинара по использованию и внедрению здоровьесберегающих технологий.
- Анализ результатов реализации проекта и перспективы развития детского сада.
- Создание банка методических материалов по здоровьесбережению.
- Оформление и передача педагогического опыта через методические объедине-ния, семинары-практикумы, размещение на сайте учреждения.
2. Работа с детьми
- Использование индивидуального подхода в образовательной деятельности.
-Повышение уровня знаний по здоровьесбережению детей.
-Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности в образовательной деятельности.
3. Работа с родителями
- Мастер-классы для родителей по здоровьезбережению детей.
- Представление семейного опыта участия в проекте детского сада (представление детьми совместных проектов с родителями).
-Повышать информированность и заинтересованность родителей, как потребителей образовательных услуг.
-оформление для родителей презентаций «Укрепление здоровья детей».
В этом этапе проекта используются эмпирические методы педагогического анализа (диагностика, контроль и наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т.д.); метод изучения, теоретического анализа и обобщения опыта, складывающегося в ходе инновационной деятельности.
Прогнозируемые результаты 3 этапа: Анализ накопленного педагогического опыта в контексте заявленных преобразований, выявление проблем, дополнение планов мероприятий по их реализации, через самосовершенствование и в ходе экспериментальной, исследовательской работы. Отработанная, эффективная система применения здоровьесберегающих технологий усилит положительную мотивацию обучения; активизирует познавательную деятельность детей в области здо-ровьесбережения; будет способствовать повышению качества образования.
Оформление и передача педагогического опыта должны осуществить более массовое внедрение использования здоровьесберегающих технологий и повышения качества образовательного процесса.
|