Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте, раскрываются признаки и причины, способствующие развитию данной сферы.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, когнитивная сфера, познавательный интерес.
Старший дошкольный возраст — это важный период в возрастном и личностном развитии детей, начинающийся в пять лет и завершающийся к шести годам.
Психологическим новообразованием данного возраста является внутренний план действий — способность оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Также важнейшими являются изменения в личностной сфере, изменения в представлениях ребенка о себе и своем образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий [3].
Развитие когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте проявляется не только во внешних действиях, но и во внутренних процессах — активизации восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения (на занятиях дети внимательно слушают объяснения педагога-воспитателя, рассматривают картинки, запоминают новую информацию, настойчиво обдумывают способы решения задач и т.п.).
Значительно совершенствуется слуховое восприятие и прежде всего фонематический слух. Дошкольники начинают безошибочно различать звуки родного языка, могут их правильно выделять в словах, безошибочно произносить, изменяя громкость и темп речи, используя средства интонационной выразительности. Они чувствуют ошибки в согласованиях слов, падежных окончаниях, использовании предлогов. Лексический запас увеличивается, ответы становятся более развернутыми, отличаются содержательностью и связностью [1].
Творческие способности в художественной и продуктивной деятельности развиваются и проявляются в рисовании, лепке, конструировании.
Заметно активизируется умственная деятельность — происходит устойчивый рост обобщенности и последовательности мыслительных операций. Дети начинают выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать эти явления, обнаруживать их сходство и различие; развиваются умения рассуждать, находить не только явные, но и скрытые причины явлений, делать обоснованные выводы.
Развитие когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.
В старшем дошкольном возрасте развитие когнитивной сферы — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.
Главная особенность развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте — познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества [2].
Одной из базовых первичных форм познавательного интереса представляется любопытство, внешне оно проявляется в непосредственном интересе к новым фактам, занимательным явлениям, позитивном эмоциональном переживании, связанным с получением новой информации. Любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Вопросы детей приобретают направленность на познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего мира ( «Зачем?», «Почему?»). Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности.
Вопросы ребенка являются свидетельством и их речевой активности. Для старших дошкольников характерны уже не единичные вопросы (как для детей раннего и младшего дошкольного возраста), а их цепочки. Это является свидетельством смены временных ситуативных познавательных проявлений на устойчивые познавательные проявления [4].
Основное условие, обеспечивающее высокий уровень развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте, насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.
Развитие когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте, связанное с приобретением знаний и умений, необходимо для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям, и для него характерны: стремление решать интеллектуальные задачи; стремление получить средства для решения указанных задач; потребность в интеллектуальных достижениях; вопросы по изучаемой теме по типу «как это сделать», «для чего это надо делать», «что правильно, что неправильно» и т.п., характеризующие стремление научиться, усвоить новую информацию, освоить новый способ действия; установка на овладение предлагаемым способом деятельности; позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения задач; интерес к значению незнакомых слов; ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (занятия, выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения [6].
Развитие когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте характеризуется ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого. К приведенным выше признакам в данном случае добавляются:
- стремление узнать больше; новое знание, новое умение порождает новые вопросы, направленные на более глубокое проникновение в его содержание
- интерес к познанию закономерностей, существенных причинно-следственных связей, проявляющийся как в самостоятельной деятельности, так и в вопросах, задаваемых педагогу
- самостоятельная постановка вопросов и целей изучения; инициатива в постановке новых задач и проблем
- поиск оригинальных способов достижения целей, решения задач
- интерес к способу получения новых знаний, открытию новых закономерностей в той или иной сфере, то есть к овладению первичными формами профессионального мышления
- выделение наиболее существенных, важных сторон изучаемого явления
- активное участие в обсуждениях, спорах по интересующему предмету, области
- желание высказать и отстоять свою точку зрения
- осознание интереса — ребенок способен объяснить, что ему нравится или не нравится [5].
Таким образом, рассмотрев особенности развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте можно сказать, что в старшем дошкольном возрасте развитие когнитивной сферы — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение к взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.
Литература
- Аркин Е.А. Психология познавательных процессов. – М.: Флинта, МПСИ, 2008. – 208с.
- Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2017. — № 3 – С.9-12.
- Ермолова Т.В. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 2017. — № 1 – С. 12-15.
- Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 287с.
- Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: «Речь», 2010. – 243с.
- Чумакова С.П. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. // Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». – 2015. — № 9. – С.20-29.
|