Кабаева Юлия Алексеевна, Ганичева Ирина Александровна. Психолого-педагогическая помощь детям старшего дошкольного возраста в развитии когнитивной сферы

Психолого-педагогическая помощь детям старшего дошкольного возраста в развитии когнитивной сферы

Аннотация. В статье рассматриваются возможности психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии когнитивной сферы, описываются направления работы как с родителями, так и с детьми.

Ключевые слова: психолого-педагогическая помощь, когнитивная сфера, старший дошкольный возраст.

Одной из главных задач педагогов дошкольной организации является всесторонние развитие личности, подготовка ребенка к школе. Проблема развития когнитивной сферы старших дошкольников является актуальной вследствие того, что именно развитие данной сферы способствует успешному усвоению материала, повышает эффективность их когнитивных способностей.

 

Проблемой развития когнитивной сферы старших дошкольников в психолого-педагогической деятельности занимались такие ученые, как: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин и другие.

в старшем дошкольном возрасте развитие когнитивной сферы — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение к взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

В программу психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии когнитивной сферы входят два взаимосвязанных и важных направления: во-первых, психолого-педагогическая работа с ребенком; во-вторых, организационные формы оказания помощи родителям.

Работая с родителями, педагог-психолог должен использовать следующие организационные формы, а именно лекционно-просветительскую; консультативно-рекомендательную; обучение родителей умениям и навыкам общения и взаимодействия со своим ребенком; проведение конференций, круглых столов, семинаров и мастер-классов.

Важным компонентом работы с родителями в практике является психологического просвещение, предполагающее:

  • знакомство с общими закономерностями и условиями благоприятного психологического развития дошкольника
  • популяризация и объяснение результатов новейших психологических исследований в области когнитивного развития старших дошкольников
  • формирование потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности
  • достижение понимания необходимости практической психологии и работы педагога-психолога в дошкольном учреждении [1].

Просветительская деятельность может осуществляться в разной форме: лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др. Важно помнить, что материал должен быть раскрыт на доступном для слушателей языке, нужно наглядно показывать, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению проблемы когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста [4].

Еще одним значимым компонентом работы с родителями является психологическое консультирование, то есть информирование их об закономерностях и индивидуальных особенностях развития ребенка, о возможном варианте развития и разработке конкретных рекомендаций. Неотъемлемым этапом оказания психологической помощи в ходе консультирования является сообщение родителям объективной и полной информации об особенностях развития их ребенка с учетом особенностей социального окружения и родительских установок. Практическим результатом проведения консультации обязана стать выработка рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений и негативных и отрицательных тенденций в развитии когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте. Немаловажно, чтобы родители сами хотели быть и становились активными участниками и авторами разработанных рекомендаций. Лишь в этом случае они могут рассчитывать на правильный выбор воспитания детей [1].

Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем в развитии когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте.

Психологическая профилактика по вопросам развития когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте предполагает:

  • ответственность за соблюдение в дошкольном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка в старшем дошкольном возрасте
  • своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях
  • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень [2].

В компетенцию и обязанности педагога-психолога входит выявление особенностей развития когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте, сформированности у него определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам. Поэтому именно психодиагностика занимает одно из центральных мест в работе педагога-психолога в дошкольном учреждении [2].

В случае диагностирования проблем в развитии когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте педагог-психолог проводит работу по коррекции. Психологическая коррекция как направление помощи характеризуется комплексом воздействий, которые направлены на компенсацию и исправление отклонений и недостатков в развитии когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте. Целесообразно использовать такие методы как арттерапия и игротерапия [2].

Арттерапия – специализированная форма психологической коррекции, основанная на искусстве, творческой деятельности. Цели арттерапии в развитии когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте:

  • облегчить процесс психологической помощи: неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции
  • получить материал для интерпретации и диагностических заключений: содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте
  • развить чувство внутреннего контроля: работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм
  • сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах: занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию [1].

Направленная игротерапия – эффективное средство психокоррекции и психотерапии детей с личностными, когнитивными, психомоторными особенностями, психическими нарушениями различной степени выраженности, например, при дизартрии и заикании. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами [3].

Таким образом, возможности психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии когнитивной сферы делятся на два взаимосвязанных и важных направления: во-первых, психолого-педагогическая работа с ребенком; во-вторых, организационные формы оказания помощи родителям. В работе с родителями специалист использует следующие организационные формы, а именно лекционно-просветительскую; консультативно-рекомендательную; обучение родителей умениям и навыкам общения и взаимодействия со своим ребенком; проведение конференций, круглых столов, семинаров и мастер-классов. Психолого-педагогическую работу с личностью же ребенка необходимо направить на стимуляцию главных линий развития ребенка, формирование его ключевых базисных характеристик. Для развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте педагог-психолог может использовать следующие методы: игротерапия, арттерапия.

Литература

  1. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. – 2016. — № 10. – С. 5-8.
  2. Мещерякова С.Ю. Изучение познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 2016. — №8. — С.7-9.
  3. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания // Первое сентября, 2018. — № 6. — С. 30-35.
  4. Чумакова С.П. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. // Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». – 2015. — № 9. – С.20-29.
Просмотров: 381
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Кабаева Юлия Алексеевна, Ганичева Ирина Александровна. Особенности развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте
  • Бонко Лариса Петровна. Проектный метод как средство развития когнитивной сферы ребенка дошкольника
  • Носкова Екатерина Геннадьевна. Особенности развития словесного творчества детей в старшем дошкольном возрасте
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Кулешова Марина Александровна. Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
  • Тетерина Анастасия Николаевна, Коваленко Оксана Викторовна. Развитие познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с помощью осенней тематики.
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Реброва Ирина Васильевна. Развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте с помощью словесных игр
  • Неля Логвиненко. Познавательная деятельность детей в старшем дошкольном возрасте.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Щипакина Анна Александровна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  • Ваган Ирина Евгеньевна. Перспективный план кружковой работы по коллекционированию в старшем дошкольном возрасте
  • Шестакова Юлия Ивановна. Научно-методические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
  • Кочнева Анна Валериевна. «Мы — затейники» Сценарий совместного физкультурного развлечения для детей и родителей в старшем дошкольном возрасте.
  • Екатерина Потякина. Показатели развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование моделирования в старшем дошкольном возрасте в процессе экологического воспитания
  • Елена Веремеенко. Буклет 'Методы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольника'
  • Козлова Марина Васильевна. Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте.
  • Панкрушина Татьяна Сергеевна. Обучение чтению в старшем дошкольном возрасте посредством авторской методики Н. А. Зайцева
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Кутовая Дарья Викторовна Кривчикова Александра Юрьевна. Особенности развития речи как высшего психического процесса у детей-близнецов в дошкольном возрасте
  • Дзисюк Виктория Фаритовна. Программа 'Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте' в условия ФГОС
  • Дубровина Оксана Андреевна. Лэпбук как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
  • Полевая Алёна Сергеевна. Причины и особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте
  • Демченко Елена Сергеевна. Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи в дошкольном возрасте»
  • Сухорослова Анна Николаевна, Душкина Татьяна Евгеньевна. Коррекция тревожности в старшем дошкольном возрасте.
  • Плехова Яна Александровна. Дидактическое пособие для развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Петрушка»
  • Тютюнник Елена Викторовна. Проект. «Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь