Аннотация. В статье рассматриваются возможности психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии когнитивной сферы, описываются направления работы как с родителями, так и с детьми.
Ключевые слова: психолого-педагогическая помощь, когнитивная сфера, старший дошкольный возраст.
Одной из главных задач педагогов дошкольной организации является всесторонние развитие личности, подготовка ребенка к школе. Проблема развития когнитивной сферы старших дошкольников является актуальной вследствие того, что именно развитие данной сферы способствует успешному усвоению материала, повышает эффективность их когнитивных способностей.
Проблемой развития когнитивной сферы старших дошкольников в психолого-педагогической деятельности занимались такие ученые, как: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин и другие.
в старшем дошкольном возрасте развитие когнитивной сферы — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение к взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.
В программу психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии когнитивной сферы входят два взаимосвязанных и важных направления: во-первых, психолого-педагогическая работа с ребенком; во-вторых, организационные формы оказания помощи родителям.
Работая с родителями, педагог-психолог должен использовать следующие организационные формы, а именно лекционно-просветительскую; консультативно-рекомендательную; обучение родителей умениям и навыкам общения и взаимодействия со своим ребенком; проведение конференций, круглых столов, семинаров и мастер-классов.
Важным компонентом работы с родителями в практике является психологического просвещение, предполагающее:
- знакомство с общими закономерностями и условиями благоприятного психологического развития дошкольника
- популяризация и объяснение результатов новейших психологических исследований в области когнитивного развития старших дошкольников
- формирование потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности
- достижение понимания необходимости практической психологии и работы педагога-психолога в дошкольном учреждении [1].
Просветительская деятельность может осуществляться в разной форме: лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др. Важно помнить, что материал должен быть раскрыт на доступном для слушателей языке, нужно наглядно показывать, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению проблемы когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста [4].
Еще одним значимым компонентом работы с родителями является психологическое консультирование, то есть информирование их об закономерностях и индивидуальных особенностях развития ребенка, о возможном варианте развития и разработке конкретных рекомендаций. Неотъемлемым этапом оказания психологической помощи в ходе консультирования является сообщение родителям объективной и полной информации об особенностях развития их ребенка с учетом особенностей социального окружения и родительских установок. Практическим результатом проведения консультации обязана стать выработка рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений и негативных и отрицательных тенденций в развитии когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте. Немаловажно, чтобы родители сами хотели быть и становились активными участниками и авторами разработанных рекомендаций. Лишь в этом случае они могут рассчитывать на правильный выбор воспитания детей [1].
Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем в развитии когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте.
Психологическая профилактика по вопросам развития когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте предполагает:
- ответственность за соблюдение в дошкольном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка в старшем дошкольном возрасте
- своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях
- предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень [2].
В компетенцию и обязанности педагога-психолога входит выявление особенностей развития когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте, сформированности у него определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам. Поэтому именно психодиагностика занимает одно из центральных мест в работе педагога-психолога в дошкольном учреждении [2].
В случае диагностирования проблем в развитии когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте педагог-психолог проводит работу по коррекции. Психологическая коррекция как направление помощи характеризуется комплексом воздействий, которые направлены на компенсацию и исправление отклонений и недостатков в развитии когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте. Целесообразно использовать такие методы как арттерапия и игротерапия [2].
Арттерапия – специализированная форма психологической коррекции, основанная на искусстве, творческой деятельности. Цели арттерапии в развитии когнитивной сферы ребенка в старшем дошкольном возрасте:
- облегчить процесс психологической помощи: неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции
- получить материал для интерпретации и диагностических заключений: содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте
- развить чувство внутреннего контроля: работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм
- сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах: занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию [1].
Направленная игротерапия – эффективное средство психокоррекции и психотерапии детей с личностными, когнитивными, психомоторными особенностями, психическими нарушениями различной степени выраженности, например, при дизартрии и заикании. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами [3].
Таким образом, возможности психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии когнитивной сферы делятся на два взаимосвязанных и важных направления: во-первых, психолого-педагогическая работа с ребенком; во-вторых, организационные формы оказания помощи родителям. В работе с родителями специалист использует следующие организационные формы, а именно лекционно-просветительскую; консультативно-рекомендательную; обучение родителей умениям и навыкам общения и взаимодействия со своим ребенком; проведение конференций, круглых столов, семинаров и мастер-классов. Психолого-педагогическую работу с личностью же ребенка необходимо направить на стимуляцию главных линий развития ребенка, формирование его ключевых базисных характеристик. Для развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте педагог-психолог может использовать следующие методы: игротерапия, арттерапия.
Литература
- Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. – 2016. — № 10. – С. 5-8.
- Мещерякова С.Ю. Изучение познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 2016. — №8. — С.7-9.
- Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания // Первое сентября, 2018. — № 6. — С. 30-35.
- Чумакова С.П. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. // Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». – 2015. — № 9. – С.20-29.
|