Панкрушина Татьяна Сергеевна. Обучение чтению в старшем дошкольном возрасте посредством авторской методики Н. А. Зайцева

Обучение чтению в старшем дошкольном возрасте посредством авторской методики Н. А. Зайцева

Татьяна Сергеевна Панкрушина Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Подснежник» го Рефтинский Высшая квалификационная категория

Ни для кого не секрет, что чтение и письмо у любого человека, которого мы считаем грамотным, являются двумя общекультурными навыками. Обучая грамоте, взрослые помогают детям сделать первый шаг в их речевом развитии.

Обучение чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к обучающей среде школы. От сформированных навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.

 

Поэтому на протяжении старшего дошкольного возраста с учетом запроса родителей своих воспитанников я начала использовать методику «Обучение детей чтению по кубикам Н.А. Зайцева» известного педагога из Санкт-Петербурга.

Для продуктивной деятельности познакомила родителей с данной методикой. На родительском собрании просто и доступно разъяснила её содержание, рассказала о преимуществах складового принципа подготовки к обучению чтению с помощью игр с кубиками, которые звучат. Пояснила, что с помощью дидактических игр, направленных на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики, мы сможем повысить речевую и познавательную активность. А также привить интерес к книгам и желание получать удовольствие от самостоятельного чтения. Разовьём диалогическую речь детей. Кроме того всё обучение будет проводиться в виде весёлой увлекательной игры с движением, где дети не будут уставать.

При поддержке и активном участии родителей в данной деятельности были изготовлены кубики с наполнителями, настенная таблица складов, дополнительные игры-пособия.

Затем начала совместную работу уже с детьми. Демонстрацию таблицы и ознакомление со всеми кубиками (большими и маленькими; одинарными и двойными; золотыми, железными и деревянными) проводила систематически. При освоении звуковой культуры речи, в результате использования в образовательной деятельности таблиц и кубиков, у воспитанников появлялся интерес к обучению грамоте в повседневной деятельности.

Вместе с тем, детям легче давалось усваивание фонетических и грамматических аспектов родного языка. Они начали распознавать звуки по звонкости и глухости, твердости и мягкости. В процессе полного раскрепощения детского поведения через игру запоминание шло ненавязчиво. Воспитанники учились пропевать склады, самостоятельно «писать» по таблице любые слова, начиная со своего имени, имён родных, друзей по группе.

Первыми и наиболее любимыми стали игры-классификации (по размеру, по цвету, по звучанию, по гласным и согласным буквам, а также по совмещению 2 — 3 признаков). Дети с большой радостью манипулировали с кубиками, стучали, звенели кубиками, проверяя свой выбор по звуку наполнителя.

Например, игра «Поезд» способствовала умению читать склады, находить похожие и строить их в цепочку. В данной игре детям предлагалось называть всех пассажиров, перенося ударение поочередно с кубика на кубик и называя его. Также пробовали менять темп чтения, высоту голоса.

Наблюдая за детьми, видела, что детям очень нравится пение по таблице под мелодию попевок, детских песен. Ребята с удовольствием сопровождали песни движениями: прихлопыванием, притопыванием, прыжками.

Тренируя внимание детей, таблицы пропевали в разных направлениях, с разным ритмом и динамикой. Это является прекрасной фонематической разминкой. Данная деятельность занимает относительно мало времени, однако помогает исправлять речевые недостатки, которые зачастую не заметны в повседневной речи детей.

Когда дети освоили умение петь песенки-склады, постепенно увеличивала количество «написания» слов по таблице: чем занимались на занятиях, что ели на завтрак, обед, полдник, из чего можно приготовить еду: суп, салат, варенье.

Особое внимание уделяла играм с составными табличками, предназначенными для чтения целыми словами, которые способствуют развитию зрительной памяти. Такие игры как «Прочти и покажи», «Солнце, ветер, дождик», «Принеси игрушку, которая написана», «Кто как кричит» уникальны ещё и тем, что их можно сочетать с движениями. Это заметно повышает координацию движений, уровень взаимопонимания между детьми.

Работу по карточкам выстраивала поэтапно, показывала карточку с изображением предмета и читала вместе с воспитанниками. Читать слово, которое написано и изображено на карточке легко и весело. А главное, у детей складывается впечатление, что они на самом деле умеют читать, что повышает их уверенность в собственных силах. На следующем этапе показывала те же карточки, но с обратной стороны. Здесь особую роль играла зрительная память. Дети называли слова, получали карточки и записывали эти слова в тетрадь. Что помогало расширять словарный запас.

Постепенно стала включать игры-соревнования. В процессе их проведения создавала ситуации, которые требовали творческого подхода при решении поставленных задач. Использовала игры «Кто быстрее назовет», «Кто быстрее составит слово», «Закончи слово». Благодаря данному подходу даже малоактивные дети участвовали в играх.

Занятия по методике соответствовали теме недели. Кубики старалась включать во все виды деятельности: читая детям сказку – название выкладывали из кубиков, затем прописывали имена персонажей по таблице с помощью указки; заучивая стихотворение – выкладывали из кубиков название и его автора; писали или выкладывали из кубиков тему рисования, конструирования, лепки, аппликации и т.д.

В своей работе руководствовалась тем, что каждому ребенку необходимо уважение к его самостоятельной деятельности, к проявлению суждений, мыслей, размышлений. Детям очень нравилось работать как самостоятельно, так и у полок с таблицей. Старалась не просто помогать, а дать возможность воспитанникам самим найти путь для решения поставленной задачи. В результате дети очень заметно организовались, научились слушать задание, не переспрашивая. У них появилось стремление сделать больше, лучше, исправить ошибку, если допустили.

Работа над словарём оказала развивающее воздействие, так как не ограничивалась только расширением лексики, а включала углубление понимания значений слов, ознакомление с многозначными словами, смысловыми отношениями (синонимическими и антонимическими). В этом помогали такие игры как «Объясни значение», «Буква заблудилась», «Молоточки», «День — ночь», «Полслова за вами», «Подружи буквы», «Я знаю…» и др.

По результатам моей деятельности можно сделать вывод, что работая по методике обучения детей чтению по кубикам и таблицам Н. А. Зайцева я не только подтвердила справедливость намеченной мною линии развития детской речи, но и показала прямую зависимость обучения детей чтению и формированию речевой и мыслительной деятельности в дошкольном возрасте.

Литература:

  1. Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 1997.
  2. Зайцев Н.А. Кубики Зайцева. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.
  3. Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.
  4. Модестова Т.В. Скоро в школу – СПб.: Литера, 2005.
  5. Овечкина А.Н. Школа АБВГДейка. Программа предшкольной подготовки детей 6 лет. – М.: Школьная Пресса, 2008.
  6. Турбовской Я. С. Теоретические основы методики Н.А. Зайцева. – СПб.: Изд. «Фирма Икар», 1998.
  7. Методическое руководство «Обучение чтению по методикам Н.А. Зайцева» – Ставрополь: Изд-во НП СКППЦИТ, 2003.
Просмотров: 428
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Тютюнова Виктория Викторовна. Консультация для родителей «Обучение детей чтению по кубикам Н.А. Зайцева».
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Обучение чтению по методике Н.Зайцева
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Шевченко Оксана Анатольевна. Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Валентина Сорока. Когда и как начинать обучение детей чтению
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Борисова Валентина Анатольевна. Что читать детям разного возраста
  • Золотых Анастасия Викторовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным!»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Белоусова Ю.А.. Беседа с родителями «Что читать детям трусишкам»
  • Стрельцова Ольга Викторовна. Как привить детям любовь к чтению книг
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Анастасия Cаратокина. Обучение ребенка чтению (рекомендации для родителей)
  • Костикова Надежда Владиславовна. ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ: КАК ЕГО ПРОБУДИТЬ?
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Родина Екатерина Валерьевна. Проект по литературному чтению Тема: «Что интересного я знаю о жизни Александра Сергеевича Пушкина».
  • Зайцева Надежда Сергеевна. Статья на тему: «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через включение их в театрализованную деятельность»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Алена Зайцева. Подготовка детей к школе посредством художественно-изобразительной деятельности
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Устян Елена Борисовна. Педагогическая статья 'Раннее обучение чтению детей с тяжелой речевой патологией'
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Методическое пособие по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Кто что ест»
  • Лочехина Евгения Юрьевна. Методическая разработка учителя-логопеда по теме «Обучение детей раннего возраста чтению»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь