Татьяна Сергеевна Панкрушина Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Подснежник» го Рефтинский Высшая квалификационная категория
Ни для кого не секрет, что чтение и письмо у любого человека, которого мы считаем грамотным, являются двумя общекультурными навыками. Обучая грамоте, взрослые помогают детям сделать первый шаг в их речевом развитии.
Обучение чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к обучающей среде школы. От сформированных навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.
Поэтому на протяжении старшего дошкольного возраста с учетом запроса родителей своих воспитанников я начала использовать методику «Обучение детей чтению по кубикам Н.А. Зайцева» известного педагога из Санкт-Петербурга.
Для продуктивной деятельности познакомила родителей с данной методикой. На родительском собрании просто и доступно разъяснила её содержание, рассказала о преимуществах складового принципа подготовки к обучению чтению с помощью игр с кубиками, которые звучат. Пояснила, что с помощью дидактических игр, направленных на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики, мы сможем повысить речевую и познавательную активность. А также привить интерес к книгам и желание получать удовольствие от самостоятельного чтения. Разовьём диалогическую речь детей. Кроме того всё обучение будет проводиться в виде весёлой увлекательной игры с движением, где дети не будут уставать.
При поддержке и активном участии родителей в данной деятельности были изготовлены кубики с наполнителями, настенная таблица складов, дополнительные игры-пособия.
Затем начала совместную работу уже с детьми. Демонстрацию таблицы и ознакомление со всеми кубиками (большими и маленькими; одинарными и двойными; золотыми, железными и деревянными) проводила систематически. При освоении звуковой культуры речи, в результате использования в образовательной деятельности таблиц и кубиков, у воспитанников появлялся интерес к обучению грамоте в повседневной деятельности.
Вместе с тем, детям легче давалось усваивание фонетических и грамматических аспектов родного языка. Они начали распознавать звуки по звонкости и глухости, твердости и мягкости. В процессе полного раскрепощения детского поведения через игру запоминание шло ненавязчиво. Воспитанники учились пропевать склады, самостоятельно «писать» по таблице любые слова, начиная со своего имени, имён родных, друзей по группе.
Первыми и наиболее любимыми стали игры-классификации (по размеру, по цвету, по звучанию, по гласным и согласным буквам, а также по совмещению 2 — 3 признаков). Дети с большой радостью манипулировали с кубиками, стучали, звенели кубиками, проверяя свой выбор по звуку наполнителя.
Например, игра «Поезд» способствовала умению читать склады, находить похожие и строить их в цепочку. В данной игре детям предлагалось называть всех пассажиров, перенося ударение поочередно с кубика на кубик и называя его. Также пробовали менять темп чтения, высоту голоса.
Наблюдая за детьми, видела, что детям очень нравится пение по таблице под мелодию попевок, детских песен. Ребята с удовольствием сопровождали песни движениями: прихлопыванием, притопыванием, прыжками.
Тренируя внимание детей, таблицы пропевали в разных направлениях, с разным ритмом и динамикой. Это является прекрасной фонематической разминкой. Данная деятельность занимает относительно мало времени, однако помогает исправлять речевые недостатки, которые зачастую не заметны в повседневной речи детей.
Когда дети освоили умение петь песенки-склады, постепенно увеличивала количество «написания» слов по таблице: чем занимались на занятиях, что ели на завтрак, обед, полдник, из чего можно приготовить еду: суп, салат, варенье.
Особое внимание уделяла играм с составными табличками, предназначенными для чтения целыми словами, которые способствуют развитию зрительной памяти. Такие игры как «Прочти и покажи», «Солнце, ветер, дождик», «Принеси игрушку, которая написана», «Кто как кричит» уникальны ещё и тем, что их можно сочетать с движениями. Это заметно повышает координацию движений, уровень взаимопонимания между детьми.
Работу по карточкам выстраивала поэтапно, показывала карточку с изображением предмета и читала вместе с воспитанниками. Читать слово, которое написано и изображено на карточке легко и весело. А главное, у детей складывается впечатление, что они на самом деле умеют читать, что повышает их уверенность в собственных силах. На следующем этапе показывала те же карточки, но с обратной стороны. Здесь особую роль играла зрительная память. Дети называли слова, получали карточки и записывали эти слова в тетрадь. Что помогало расширять словарный запас.
Постепенно стала включать игры-соревнования. В процессе их проведения создавала ситуации, которые требовали творческого подхода при решении поставленных задач. Использовала игры «Кто быстрее назовет», «Кто быстрее составит слово», «Закончи слово». Благодаря данному подходу даже малоактивные дети участвовали в играх.
Занятия по методике соответствовали теме недели. Кубики старалась включать во все виды деятельности: читая детям сказку – название выкладывали из кубиков, затем прописывали имена персонажей по таблице с помощью указки; заучивая стихотворение – выкладывали из кубиков название и его автора; писали или выкладывали из кубиков тему рисования, конструирования, лепки, аппликации и т.д.
В своей работе руководствовалась тем, что каждому ребенку необходимо уважение к его самостоятельной деятельности, к проявлению суждений, мыслей, размышлений. Детям очень нравилось работать как самостоятельно, так и у полок с таблицей. Старалась не просто помогать, а дать возможность воспитанникам самим найти путь для решения поставленной задачи. В результате дети очень заметно организовались, научились слушать задание, не переспрашивая. У них появилось стремление сделать больше, лучше, исправить ошибку, если допустили.
Работа над словарём оказала развивающее воздействие, так как не ограничивалась только расширением лексики, а включала углубление понимания значений слов, ознакомление с многозначными словами, смысловыми отношениями (синонимическими и антонимическими). В этом помогали такие игры как «Объясни значение», «Буква заблудилась», «Молоточки», «День — ночь», «Полслова за вами», «Подружи буквы», «Я знаю…» и др.
По результатам моей деятельности можно сделать вывод, что работая по методике обучения детей чтению по кубикам и таблицам Н. А. Зайцева я не только подтвердила справедливость намеченной мною линии развития детской речи, но и показала прямую зависимость обучения детей чтению и формированию речевой и мыслительной деятельности в дошкольном возрасте.
Литература:
- Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 1997.
- Зайцев Н.А. Кубики Зайцева. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.
- Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н. Зайцева», 2012.
- Модестова Т.В. Скоро в школу – СПб.: Литера, 2005.
- Овечкина А.Н. Школа АБВГДейка. Программа предшкольной подготовки детей 6 лет. – М.: Школьная Пресса, 2008.
- Турбовской Я. С. Теоретические основы методики Н.А. Зайцева. – СПб.: Изд. «Фирма Икар», 1998.
- Методическое руководство «Обучение чтению по методикам Н.А. Зайцева» – Ставрополь: Изд-во НП СКППЦИТ, 2003.
|