Устян Елена Борисовна. Педагогическая статья 'Раннее обучение чтению детей с тяжелой речевой патологией'

Педагогическая статья Раннее обучение чтению детей с тяжелой речевой патологиейПедагогическая статья "Раннее обучение чтению детей с тяжелой речевой патологией"

Устян Елена Борисовна Должность — учитель — логопед ГБОУ Гимназия №2200 города Москвы

Нарушения устной речи и чтения – результат воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося причиной нарушения и составляющего его патологический механизм. Для детей с нарушением звукопроизношения, недоразвитием фонематического восприятия, а особенно с лексико – грамматическими нарушениями речи, как правило, характерны трудности в освоении чтения и даже дислексии. Замена слов при чтении может обусловливаться не только фонетическим сходством, неправильным произношением или неразличением отдельных звуков, но и трудностями установления синтаксических связей в рамках предложения. В этих случаях у детей отсутствует направленность на морфологический анализ слов, да и сам морфологический анализ затруднён. Смысловая догадка либо отсутствует, либо играет отрицательную роль, так как является причиной большого количества специфических ошибок. У таких детей при чтении наблюдаются аграмматизмы, обусловленные нарушениями связей слов, трудностями восприятия тонких грамматических значений.

 

Скачать конспект

Ограниченный словарь и недостаточно развитые грамматические обобщения вызывают трудности понимания прочитанного, так как понимание читаемого обусловливается уровнем языкового развития ребёнка, степенью и характером овладения не только значением слова, но и пониманием связи слов и предложений.

Кроме того, тяжёлые нарушения речи, особенно алалия, характеризуются несформированностью речевой деятельности, но и наблюдается недоразвитие ряда моторных и психических функций. Часто выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, другие, наоборот, заторможенные, инертные.

У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности.

В ряде случаев у детей с ОНР развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряжённое состояние, повышенная раздражительность, обидчивость.

В большей или меньшей степени проявляется бедность логических операций, нарушение мышления, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции.

В процессе обучения преодолеваются не только речевые, но и неречевые нарушения. Формируются грамматические навыки, развивается связная речь, расширяется словарь, ведётся работа над слоговой структурой слова и т. д. А так же развиваются процессы анализа, синтеза, внимания, восприятия, обобщения, противопоставления, которые в совокупности составляют необходимый фундамент для речевого развития.

Общее недоразвитие речи – это сложный диагноз, и работа по его исправлению должна начинаться как можно раньше в стенах детского сада и обязательно продолжаться в школе.

Сравнительно рано начинают обучать таких детей грамоте, это расширяет их речевые возможности. Можно отметить большую лёгкость овладения письменной речью и понимания её по сравнению с устной, а также преобладание зрительного восприятия речи при диагнозе ОНР над слуховым. Прочитанный и записанный материал лучше закрепляется, обеспечивается формирование речевой деятельности. Грамота помогает ребёнку осваивать структуру слов и фраз, через чтение и письмо он контролирует и корригирует свою речь. Обучение чтению детей с тяжёлыми речевыми нарушениями требует удлинения сроков и использования специальных приёмов. При овладении письменной речью выявляется вторичная дисграфия и дислексия, что также требует усиленной профилактики и напряжённого труда по исправлению.

Начинается обучение чтению в средней группе для детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи» вместе с обучением грамоте во 2 –й половине года.. Основные задачи по чтению в этом возрасте – это запомнить несколько букв, соотносить их со звуками, «читать» гласные нараспев, тянуть их, петь, а согласные произносить так, как соответствующие этим буквам звуки. На протяжении всего дошкольного обучения чтению не следует говорить с ребёнком о названиях букв алфавита. Для этого очень важно проводить обучающую работу с родителями. Дети изучают только те буквы, звуки к которым они легко произносят. Поэтому подбор букв может варьироваться, как и их количество для изучения в среднем возрасте. Обычно от 7 до 9 букв. Работа над этими задачами продолжается и в старшем возрасте, опираясь на фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия по обучению грамоте.

Существует много разнообразных приёмов, помогающих детям запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвочек, раскрашивать, а в более старшем возрасте

вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках. Ещё можно находить в средней группе нужную букву на листе бумаги, среди других букв, а в старшем возрасте подчёркивать или зачёркивать в тексте. Этот приём развивает не только зрительную память, но и внимание, что крайне важно для наших детей. В подготовительной группе уже возможно задание следующего типа: — Букву К подчеркнуть, а букву Х зачеркнуть, что позволяет закреплять образы смешиваемых на письме букв.

После того, как дошкольник хорошо запомнил несколько букв, можно поиграть с ним в следующие игры.

Какой буквы не стало?

Взрослый раскладывает на столе карточки с 3-4 буквами (или меньше, в зависимости от уровня развития ребёнка). Предлагает ребёнку назвать буквы и запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает 1 букву. Требуется угадать, какой буквы не стало.

Вариант 1. Поменять буквы местами. Ребёнок должен воспроизвести первоначальный вариант.

Вариант 2. Взрослый добавляет ещё 1 букву. Обучаемый должен назвать её.

Угадай, какая буква.

  1. Завязать ребёнку глаза. Затем на его ладони обратной стороной ручки или карандаша взрослый пишет букву. Ребёнок отгадывает.
  2. Обучаемый на ощупь определяет, какие буквы лежат перед ним на столе (или находятся в мешочке). Для этой игры подходят пластмассовые буквы или большие картонные.
  3. На фанере спицей выдавить очертания букв. Ребёнок на ощупь определяет их.
  4. Дошкольник карандашом в воздухе рисует букву, а взрослый угадывает её. Можно и наоборот, но, учитывая сложность задачи, надо предоставить ребёнку варианты выбора букв. Например: — Это А или У? – Это О или П?

Дорисуй букву.

Логопед пишет несколько одинаковых узнаваемых букв, у каждой из которых не хватает какого-то небольшого элемента. Ребёнок дорисовывает.

Вариант. Все буквы разные, но без различных элементов. Нужно не просто дорисовать, но предварительно угадать, что это за буква.

Д/игра «Какая буква правильная?».

Обвести правильно написанные буквы в кружок, неправильно написанные (зеркально) – зачеркнуть. Начиная со средней группы, должна проводиться постоянная работа вместе с воспитателями и родителями по обучению детей ориентации в пространстве, на себе и на листе бумаги. Это позволит избежать зеркальности на письме.

Выкладывание контура букв семечками арбуза под контролем взрослого во избежание травм.

Демонстрация букв в разном положении.

Нахождение букв в геометрических фигурах. Чтобы легче было увидеть букву, можно предварительно выложить букву из палочек.

На втором этапе обучения начинается процесс слияния букв в слоги. Как известно, в процессе чтения условно можно выделить две стороны: техническую (соотнесение букв с соответствующими звуками, их прочитывание) и смысловую (соотнесение звуковой формы слова с его значением). В тех случаях, когда у ребёнка не сформирована техническая сторона, его внимание будет акцентироваться на самом процессе чтения слова. Поэтому он не сможет понять его значение. Будет читать механически, по нескольку раз возвращаясь к началу. В таких случаях не стоит ставить перед ребёнком непосильную задачу – одновременно с овладением техникой чтения требовать понимания прочитанного. Лучше делать это постепенно, по мере того, как будут совершенствоваться навыки в плавном послоговом чтении. Такие навыки лучше всего отрабатывать у детей дошкольного возраста в игровой форме, чтобы сохранить интерес к пока не очень понятному содержанию прочитанного. Существует много игр, в которые рекомендуется включать элементы соревнований, что важно и интересно для детей, особенно в старшем дошкольном возрасте.

Просмотров: 582
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Бондаренко Ольга Николаевна. Конспект итоговой НОД по обучению грамоте. «Путешествие в страну гласных звуков и букв» (для детей старшего дошкольного возраста)
  • Поскребышева Татьяна Фёдоровна. Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте «В стране звуков и букв»
  • Салина Светлана Викторовна. Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) Тема: «Путешествие в город букв и звуков»
  • Костылева Татьяна Прокопьевна. Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей логопедической группе с элементами экспериментирования «В гостях у Феи букв и звуков»
  • Новицкая Альбина Константиновна. Дифференциация звуков и букв Р-Л в произношении и на письме Тема: «Путешествие в страну согласных»
  • Чепига Оксана Витальевна. Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Город звуков и букв»
  • Тимченко Светлана Максимовна. План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Путешествие по стране гласных и согласных звуков и букв»
  • Бобылева Олеся Владимировна. Конспект занятия «Путешествие в страну гласных звуков и букв»
  • Спраговская Ольга Викторовна. КОНСПЕКТ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ (КОМБИНИРОВАННОЙ) ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И БУКВ»
  • Захаркина Марина Васильевна. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Гласные звуки и буквы второго ряда».
  • Панкрушина Татьяна Сергеевна. Обучение чтению в старшем дошкольном возрасте посредством авторской методики Н. А. Зайцева
  • Степанова Татьяна Петровна. Именины гласных букв
  • Сафиева Ольга Григорьевна. Технология предписьма «Конструктор букв»
  • Кузнецова Валентина Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Гласные звуки и буквы»
  • Вицина Валентина Владимировна. Конспект открытого занятие по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в страну букв»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Фиалова Татьяна Васильевна. Конспект логопедической НОД для детей подготовительной к школе логопедической группы 'Гласные звуки и буквы А, О, У, И, Ы'
  • Кузнецова Елена Ивановна. Интеллектуально-развлекательная игра с экологической направленностью для детей подготовительной группы «Большие буквы»
  • Владимирова Екатерина Михайловна. Конспект фронтального занятия по грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме: «Звуки [Ч], [Щ]. Буквы Ч, Щ»
  • Корниенко Татьяна Сергеевна. Конспект группового занятия по обучению грамоте в подготовительно группе детского сада по теме: «Звук [К], [К']и буквы К, к»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Галина Александровна Спирина. Урок по грамоте в 1 «А» классе. Тема: «Звуки [ с], [ с`], письмо буквы С, с».
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ШАГ ЗА ШАГОМ НЕ СПЕША, ИЗУЧАЕМ БУКВУ Ша!
  • Гусакова Любовь Ивановна. Конспект подгрупповой непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР Тема: «В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч-Щ. Буквы Ч-Щ»
  • Махмедова Светлана Владимировна Замотина Зинаида Григорьевна. Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Кузя ищет буквы»
  • Дзисюк Виктория Фаритовна. Программа 'Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте' в условия ФГОС
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Носкова Екатерина Геннадьевна. Особенности развития словесного творчества детей в старшем дошкольном возрасте
  • Кривасова Надежда Николаевна. Логосказки при подготовке к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Подружим звуки, подружим буквы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь