Цели педагогической деятельности:
Познакомить детей с праздником «Международный день родного языка», со значением языка в жизни людей. Прививать любовь и интерес к родному языку.
Планируемые целевые ориентиры образования:
Дети овладевают начальными культурными и социальными знаниями, проявляют любознательность и интерес к родному языку и культуре речи, в частности к обучению грамоте; владеют разными формами игр. Дети веселы, подвижны, эмоциональны.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Музыкальное развитие».
Скачать конспект
Виды детской деятельности: познавательно — речевая, коммуникативная, игровая, двигательная.
Задачи:
Образовательные задачи:
- формировать понятие о том, что такое родной язык и почему его называют родным, о его многообразии и богатстве;
- формировать понятие о языке как носителе культуры и хранителе традиций;
- формировать умение отвечать на вопросы, высказывать свои суждения;
- актуализировать словарь по теме;
- совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в подборе определений к заданному слову, расширять словарный запас);
- уточнять знания и умения по звуковому анализу и синтезу.
Развивающие задачи:
- развивать речь, память, слуховое и зрительное внимание;
- развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к народным традициям;
- развивать образное мышление, фантазию и творчество;
- развивать моторику и пластику.
Воспитательные задачи:
- воспитывать патриотические чувства к Родине, родному языку;
- воспитывать эстетические качества;
- воспитывать терпение выслушивать высказывания товарищей;
- формировать умение работать в команде;
- продолжать воспитывать инициативность, любознательность, волю, способность действовать самостоятельно.
Предварительная работа: Разучивание стихов, пословиц, поговорок.
Ознакомление с понятием «устаревшие слова», беседы о быте и традициях русского народа в разные времена. Чтение былин, сказок, стихотворений.
Просмотр слайдов с изображением предметов русского быта, старины.
Слушание русских народных песен и песен о России. Разучивание танцев, песен. Просмотр мультфильма «Приключение домовенка». Реализация «Программы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» в течение года.
Оборудование: печка, костюмы Кузи и Бабы – Яги, сундучок с призами; аудиозаписи для оформления выхода Бабы Яги, путешествия, звуки болота; аудиозапись песни «Игра» на стихи Р.Рождественского, муз. В.Шаинского, аудиозапись (минус) песни «Куклы учат буквы» на стихи М. Ивенсен, Музыка Т. Попатенко, шапочки для инсценировки песни (утенок, козленок, теленок), куклы и книги-азбуки; стилизованное болото, «кочки», мягкие игрушки — лягушки; ткань для «пропасти» и доски с картинками для мостика; буквы для слова «АЗБУКА», избушка Бабы Яги, «гуси-лебеди», предметные картинки, ключи со звуковыми схемами, «замок»; «Ярмарка» — оформленный стилизованный уголок, где расположены самовар, электрочайник, свиток, компьютер, коромысло с ведрами, водопроводный
кран или предметные картинки с данными изображениями.
Ход НОД:
I. Организационный момент: дети входят в зал, выстраиваются полукругом. Читают стихи о языке.
1 ребенок: Язык наш прекрасный — богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно певучий.
2 ребенок: В нем есть и усмешка, и меткость, и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки -
3 ребенок: Страницы волшебных, волнующих книг!
Люби и храни наш великий язык!
4 ребенок: Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.
5 ребенок: В нем каждое слово – бесценный алмаз.
В нем каждая песня – красавица.
Порою — прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.
Педагог: — Сегодня мы отмечаем праздник «Международный день родного языка». Его отмечают все страны мира, потому что в жизни каждого человека
родной язык – это тот, на котором человек произнес свои первые слова: мама, папа, дом. Язык – это хранитель истории нашей страны, наша память и наше
настоящее и будущее. Родной язык дорог каждому человеку, поэтому его надо любить и беречь.
II. Основная часть.
1. Раздается храп.
Педагог: — Ребята, что это? Вы слышите? Кто это храпит во время праздника?
Выходит Кузя из-за печки, потягиваясь (ребенок).
Кузя: — Здравствуйте ребятишки – девчонки и мальчишки!
Я веселый Домовой.
Охраняю здесь покой.
Подружитесь-ка со мной,
Ну а звать меня – Кузьмой.
Педагог: — Здравствуй, Кузя! Мы рады тебя видеть, но, видишь ли, у нас сейчас праздник, а ты здесь спишь.
Кузя: — Ребята, а какой у вас праздник?
Дети: — Праздник Родного языка.
Кузя: — Так это мой любимый праздник! Потому что я очень люблю разговаривать на родном языке, слушать и рассказывать сказки! А ещё я учусь сам читать! Ребята, а вы любите сказки? А кто вам их рассказывает. А хотите научиться читать сказки? (Ответы детей).
А у меня есть волшебный сундучок, в нем живут мои сказки и все буквы.
Ищет сундучок.
Кузя: Караул! Сундук украли! Что же делать? Какой я домовой без сказок?
Как же я теперь читать научусь? Убытки, убытки — то какие. Караул, что же делать?
Раздаётся музыка. Входит Баба Яга с сундучком.
Баба Яга: — Яхонтовый мой, Кузенька! Пойдём ко мне жить, я тебе сундучок – то и верну!
Кузя: — Не хочу я к тебе идти, я хочу ребятам свои сказки рассказать и буквы показать. Верни сундучок!
Баба Яга: — Ах, ты так! Сказок захотели? Никаких вам сказок. Обойдетесь.
Ха – ха – ха!
Педагог: — Что же нам делать? Так и праздника не получиться! Ребята, надо Кузю выручать, у Бабы Яги сундучок забрать. (Обращается к Бабе Яге)
Бабушка! Нехорошо маленьких обижать, верни сундучок Кузе! Ребята, давайте все вместе скажем волшебное слово: пожалуйста!
Баба Яга: — Тоже мне, волшебство! Вот я колдунья – так колдунья, заколдую ваш сундучок с буквами да сказками. Попробуйте – отыщите его! (колдует)
А если хотите получить свой сундук со сказками, то вы должны колдовство моё победить.
Кузя: — Что же делать, ребята?
Педагог: — Поможем Кузе сундучок вернуть?
Дети: — Да!
Педагог: — Ну, что же, ребята, пора нам в путь собираться за сундучком, становитесь за Кузей и пойдем.
Идут змейкой за Кузей под музыку.
1. Кузя: — Смотрите, ребята! Вот болото на пути, боязно туда идти!
Эх! Авось не пропаду, может, букву там найду!
Баба Яга: — Ну, уж нет! Эй, лягушечки, мои подружечки! Запутайте Кузю рифмами мудреными, обманными!
Мимо улья проходил косолапый… (крокодил или медведь).
Знает девочка любая, что морковка … (голубая или оранжевая).
Белым снегом все одето, значит, наступает … (лето или зима).
Помидор большой и спелый, посмотри, какой он … (белый или красный).
Ночью каждое оконце слабо освещает … (солнце или луна).
Под деревом четыре льва. Один ушел, осталось … (два или три).
Дети называют верные рифмы, за каждый правильные ответ появляется
«кочка» по которым дети с Кузей переходят болото. В конце находят букву.
2. Баба Яга: — Ну что же,
не получилось рифмами вас
запутать. Понимаете вы
родной язык не хуже меня. Раз
вы такие находчивые, может, и
станцевать сумеете?
Дети: — Конечно!
Исполняют танец под песню «Игра». В конце танца появляется буква.
3. Кузя: — Посмотрите, что это? Может быть, ярмарка?
Педагог: — Посмотрим, что здесь продают. О чем можно сказать?
- Блестящий, медный, пузатый.
Дети: — Самовар.
Педагог: — Электрический, пластмассовый, современный.
Дети: — Чайник.
Педагог: — Берестяной, старинный, княжеский.
Дети: — Свиток.
Педагог: — Электронный, информационный, новый.
Дети: — Компьютер.
Педагог: — Выгнутое, деревянное, крепкое.
Дети: — Коромысло.
Педагог: — Металлический, водопроводный, брызгающийся.
Дети: — Кран.
Кузя: — Ой, вижу, вижу, мое это – (коромысло, самовар, свиток). А это не
узнаю совсем! Что это?
Дети объясняют, что это современные вещи. Они заменили устаревшие
предметы.
Педагог: — Ребята, подскажите, какой звук повторяется в словах ЧАЙНИК,
КРАН, КОМПЬЮТЕР.
Дети: — Звук К. (Находим букву К).
Дети снова идут змейкой по залу под музыку. Подходят к стилизованной
пропасти.
4. Кузя: — Снова пропасть на пути, как ее нам перейти?
Баба Яга: — Быстро мостик наведи, эту пропасть перейди.
Педагог: — Ребята, Кузя, посмотрите, вот доски, из которых можно мостик
сделать. Только нам самые крепкие выбрать надо. Посмотрите на картинки,
найдите самые длинные слова.
Дети выбирают доски, на которых картинки из 3-х, 4-х слогов. Затем дети
строят мостик и переходят через пропасть. Там находят следующую букву.
Баба Яга: — Ну и Кузя, ты и смел! Букву отыскать сумел!
5. Педагог: — Ребята, давайте повеселим Кузю, споем ему песенку о том,
как куклы учат буквы.
Дети исполняют инсценировку «Куклы учат буквы», в конце песни
появляется следующая буква.
6. Кузя: — Смотрите, вот и избушка
Бабы Яги. А вход в нее стражи охраняют
– Гуси-лебеди.
Педагог: — Они не просто гуси – это
стражи бабуси. У них такая роль: — А ну,
скажи пароль!
На каждом гусе приклеена предметная
картинка. По первому звуку дети должны
составить слово «ЗАМОК». Появляется замок и несколько ключей со
звуковыми схемами на них. Дети подбирают нужный ключ по звуковой схеме
к слову «замок». Открывают им замок, находят последнюю букву. Из всех
найденных букв составляют слово АЗБУКА.
III. Заключительная часть.
Баба Яга: — Ну и ну! Все преграды на
пути вы сумели обойти. Одолели
колдовство! Что ж, придется мне
сундучок вам вернуть. Только помните:
чтоб родной язык познать, очень много
надо знать. Учите буквы и читайте
сказки!
Педагог: — Ребята, оказывается, знания наши помогли нам Кузю выручить и
Бабу Ягу проучить. Оставайтесь всегда такими же любознательными и
любите наш родной русский язык!
День родного языка отмечает вся земля.
В этот день календаря мы желаем вам друзья:
Удачи да везенья, успехов да веселья!
Раздача подарков из сундучка. Прощание.
Используемые источники:
1. Образовательная компьютерная игра «Баба — Яга учится читать», -
творческая студия СОМ*МЕДИА, МедиаХауз, 2003 г.
2. Сайт «1 сентября. Фестиваль «Открытый урок»
3. Сайт «nsportal. ru» и др.
4. Мультфильм «Приключения домовенка», Творческое объединение
«Экран», 1984 г.
|