Цель:
- Развивать зрительное восприятие, мышление, концентрации объема, слухового внимание и память.
- Закрепление геометрических фигур и формирование графо-моторных функций.
- Развитие фонематического слуха, формирование образа букв.
Оборудование: лед, стаканчики, лист, карточка для педагога с буквой В, пластилин, ножницы, корректурная проба с буквами, презентация — тренажер логика и мышления.
Ход занятия:
Р.Д. Здравствуйте, ребята. Давайте возьмемся за руки все вместе поздороваемся: «Всем, всем добрый день».
Окружающий мир:
Ребята подскажите мне сейчас какое время года? (весна). А как вы узнали? Ребята, а, что происходит со льдом на реке? Правильно он то же таит.
Я вам сейчас предлагаю сделать опыт.
- Наливаем в стаканы воду.
- Опустили туда льдинки.
- Отметили фломастером уровень воды.
А пока лед тает мы с вами отправимся в путешествие к Баба – Яга. Но, что бы к ней попасть нам с вами нужно выполнить несколько заданий.
Математика
Упражнение «Запомни фигуры и знаки».
Первое задание. Ребята, сейчас я раздам вам карточки, на которых нарисован геометрические фигуры и математически знаки. Я положу их на стол изображением вниз. По моему сигналу вы возьмете карточки, рассмотрите фигуры и знак и постараетесь запомнить их. Когда я дам команду «Стоп», вы перевернете карточки изображение вниз.
Возьмите из тарелочки листы бумаги и простые карандаши. Нарисуйте те фигуры и знаки, которые вы запомнили. Дети выполняют задание и отдают свои листы психологу, данное задание можно считать диагностическим. Если ребенок запомнил 6-1 из 9 фигур (знаков) и смог их воспроизвести, это высокий результат. 4—5 — средний результат, 3 и меньше — низкий результат.
Психолог: Молодцы ребята! А теперь скажите, какие геометрические фигуры
вы видели на карточках? (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал).
— Правильно! А знаете, как называются математические знаки, которые вы рисовали? (минус, равно, плюс, больше).
Игра «Найди ворон»
Психолог: на этой картинке спрятались вороны. Найдите и раскрасьте всех ворон. Сколько ворон вы раскрасили? 7.
Логоритмика
(дети идут змейкой за ведущим и повторяют фразу, которую произносит педагог. Методом «Эхо»)
К Бабе-Яге идём (маршируют змейкой за ведущим) От друзей не отстаём На носочках по тропинке (идут на носочках, руки на поясе) Стройные все, как рябинки А теперь пойдём на пятках (идут на пятках, руки на поясе) Вот какие мы ребятки Ноги выше поднимаем (идут с высоким подъёмом ноги) Через кочки мы шагаем, Лужи, лужи впереди (прыжки влево-вправо) Через них перескачи, Наши ноженьки устали (скрещенный шаг) Заплетаться ноги стали, Мы немножко отдохнём (выстраиваются в круг обычным) Дружно дальше все пойдём. (шагом, останавливаются)
Подготовка к чтению
Педагог читает детям стихотворение.
«В» — согласный энергичный, В слове слышен он отлично. Веник, воздух, Вася, Света, - Вот словечки с буквой этой.
- Придумайте слова на звук В.
- Как воет ветер? В-в-в-в.
- Произнесите звук В.
- Звук В согласный или гласный? Согласный. Почему вы так решили? Воздух встречает преграду, губки смыкаются.
- Звук В — звонкий или глухой? Чтобы ответить на вопрос дети закрывают ушки ладонями и произносят звук В. Если ушки «гудят» — звонкий. Если не гудят – глухой.
- Правильно, звук В — звонкий.
- Звук В может быть мягким и твёрдым.
- Давайте подберём слова, где звук В — твёрдый.
- Вода, вата, ворота, волк и т.д.
- Давайте подберём слова, где звук В — мягкий.
- Ведро, вилка, велосипед, ветер и т.д.
- Значит звук В: согласный, звонкий, может быть твёрдым и мягким.
Показываю карточку с написанной большой буквой «В» и предлагаю детям в воздухе нарисовать этот звук.
- А теперь давайте слепим букву В из пластилина.
Считаем из скольких элементов состоит буква В и катаем из пластилина необходимое количество колбасок. Складывает из колбасок букву В.
Игра «Услышь и назови»
Педагог читает детям стихотворение.
- Назовите слова со звуком В, которые вы услышали в стихотворении.
Ветер воет, ветер вьётся, Вихрем в воздухе несётся. Ветер весело танцует, Букву «В» для нас рисует.
- Найдите и подчеркните буквы В. (корректурная проба с буквами).
Массажная пауза
«Пальчики»
(1) Наш массаж сейчас начнём, 1 – растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику Каждый пальчик разотрём: Этот — всех красивей, Этот — всех ленивей, Этот пальчик — всех длинней, Этот пальчик – всех умней, (2) Вместе – это пять друзей 2 – погладить сразу все пальчики (3) Пальцы растянуть хочу, 3 — взяв палец за кончик и приподняв, осторожно вращать Каждый пальчик покручу, Этот — всех красивей, Этот — всех ленивей и т. д. (4) Каждый пальчик мы возьмём 4 — сжимаем поочерёдно пальчики в своём кулачке И сожмём, сожмём, сожмём. Этот — всех красивей, и т. д. (5) Каждый пальчик мы возьмём, 5 – нажимаем кончиком указательного пальца на кончик пальца малыша у ногтя На подушечку нажмём Этот — всех красивей, и т. д.
Пальчиковая гимнастика
«Ветер по лесу гулял»
Ветер по лесу летал (расслабленные ладони движутся влево-вправо над столом, пальчики опущены вниз), Ветер листики считал: Вот дубовый (сгибаем по одному пальчику на обеих руках в кулачок), Вот кленовый (сгибаем второй пальчик), Вот рябиновый резной (сгибаем третий пальчик), Вот с берёзки — золотой (сгибаем четвёртый пальчик), Вот последний лист с осинки (сгибаем пятый пальчик) Ветер бросил на тропинку (расслабленные кисти рук с опущенными вниз пальцами делают движение от себя.
Развитие мелкой моторики
Упражнение «Сибири открытку»
Психолог: «Каждого из вас на столе лежит открытка. Возьмите её рассмотрите, теперь переверните. Видите – она разделена линиями на несколько частей. Возьмите ножницы и по линиям разрежьте открытку на части.
- А теперь ваша задача – собрать открытку из частей.
Подготовка к письму (приложение 6)
- Обведите фигуры, стараясь не отрывать руки от листа бумаги.
Двигательные дорожки
Речевая игра на различение динамики голоса «Баба-Яга»
Бабка – Ежка Костяная ножка (Тихо — идут к Бабе Яге) Нос крючком, голова горшком (Громко — показывают нос, голову) С печки упала, ножку сломала, (Тихо – руки вверх, резко вниз, присели, прыгают на одной ноге) Как гром загремит, Бабка-Ежка полетит. (Громко – хлопают, с окончанием слов)
убегают от Бабы-Яги
Продолжение опыта
Как вы думаете, что произошло с кусочком льда? Почему?
Как вы думаете, изменился ли уровень воды в стаканчиках? Почему?
Давайте проверим. Подойдите к своим стаканчикам и по смотрите.
Больше или меньше стало воды?
Как же так? В стаканчике была вода. Лёд тоже превратился в воду, а количество воды изменилось.
А сейчас представьте, что стаканчик с водой – это озеро или пруд. Весной лёд растаял. А потом вдруг вода начала прибывать, наступило… половодье. Вода всё прибывала и прибывала, затопила берега, наступил …разлив.
Ребята Баба-Яга знает, что скоро будет праздник а вот какой не знает. Правильно 9 мая. Что это за праздник? Конечно мы отмечаем 70 лет как кончилась война. В последние годы в это время незадолго до 9 мая, мы с вами видим на улицах, на одежде людей, на машинах оранжево-черные ленточки. Зачем они нужны? Что они означают?
Двух цветная ленточка называется георгиевской. Она относится к ордену Святого Георгия который традиционно являлся высшей военной наградой в России. (показать георгиевскую ленточку).
Творчество
Сегодня мы с вами будем делать вот такие картины, вы можете сами выбрать, что именно вы хотите сделать.
Р.Д. Вот и подошло наше путешествие к концу. Встали все в круг и сказали дружно: «Всем, всем до свидания
|