Память дошкольников имеет ряд особенностей:
- непроизвольная память преобладает над произвольной
- память ребёнка приобретает интеллектуальный характер, всё более объединяясь с мышлением и речью
- закладываются предпосылки того, что запоминание превратится в особую умственную деятельность
- ребёнок начинает овладевать логическими приёмами запоминания
- благодаря развитию словесно-смысловой памяти расширяется познавательная деятельность ребёнка: он не только запоминает что-то новое, но и открывает для себя новые причинно-следственные связи нашего мира
- развитие произвольной памяти помогает регулировать этот процесс: ребёнок учится запоминать не только то, что ему интересно, но и то, что ему может понадобиться в дальнейшем, например, для обучения в школе
- в дошкольном возрасте развитие памяти включается в развитие личности: от того, что ребёнок вынесет из этого периода, во многом зависит формирование его характера, жизненных ценностей и убеждений.
Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ребёнок получил как можно меньше отрицательных воспоминаний, — этому поможет, например, умение прощать. Иначе какая-то невинная, с точки зрения родителей, ссора малышей в песочнице может нанести ребёнку серьёзную душевную травму и в дальнейшем стать причиной трудностей общения вашего малыша с ровесниками.
ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ:
- Любое интеллектуальное упражнение усиливает питание мозга и повышает общий тон его деятельности. Развитие памяти тесно связано с развитием других познавательных процессов, таких как мышление, ощущение, восприятие;
- Всё, что хорошо для здоровья человека, хорошо и для памяти. Сюда относятся: правильное питание, определённая физическая нагрузка, полноценный отдых, сон и т.д. для ребёнка также крайне важен режим дня: когда взрослый организует его жизнь, помогает ему выполнять одни и те же действия в одно и то же время, память ребёнка, например, на выполнение повторяющихся действий – будь то чистка зубов или мытьё рук перед едой – становится лучше.
- активному запоминанию способствует заинтересованность в данном материале, понимание этой информации, сосредоточенность и свобода от посторонних мыслей. Для развития произвольной памяти у дошкольника важно, чтобы ребёнок понимал, зачем нужно что-то запомнить. Поэтому желательно, чтобы просьба взрослого запомнить что-либо была вызвана потребностями той деятельности, в которую включён дошкольник.
- Запомнить необходимые сведения ребёнку помогут различные приёмы запоминания: смысловое соотнесение, группировка, классификация, схематизация, соотнесение с ранее известным.
- Занимаясь с ребёнком, всегда будьте готовы ему помочь. Если вы задаёте ему вопрос, а он не может на него ответить, отвечайте сами. Он услышит правильный ответ раз, второй, а на третий раз сможет ответить вам самостоятельно.
|