Омельченко Татьяна Николаевна. Знакомство старших дошкольников с правилами ОБЖ в рамках проектной деятельности.

Знакомство старших дошкольников с правилами ОБЖ в рамках проектной деятельности.

Проблема безопасности жизнедеятельности актуальна для любого возраста и признается во всем мире. А безопасность жизни детей считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. И в первую очередь от нас взрослых. Ведь именно задача взрослых состоит не только в том, чтобы уберечь и защитить ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными опасными жизненными ситуациями, наглядно показать последствия неправильного поведения человека в той или иной экстремальной ситуации.

В работе со старшими дошкольниками мною было замечено, что в неординарных ситуациях дети часто затрудняются принимать правильное решение, не знают, как избежать опасности, к кому обратиться за помощью. В ходе анкетирования родителей детей выяснила, что 60% родителей очень редко ведут беседы о правилах ОБЖ со своими детьми, 30% — беседуют на эту тему с ребенком только по ситуации, и только 10% — постоянно обсуждают возможные варианты выхода из опасных для здоровья и жизни ситуаций. Из этого стало понятно, что проблема безопасности жизни и здоровья детей актуальна и в нашей группе. Это послужило основанием для выбора темы проекта — «Азбука безопасности для дошколят».

 

Для вовлечения родителей, с целью возможного их участия в реализации проекта, результаты их анкетирования, цели и задачи проекта обсуждались и были сформулированы на родительском собрании. Проект «Азбука безопасности для дошколят» стал по форме — групповой, по содержанию — информационно-познавательный, исследовательский, творческий, по длительности — долгосрочный (год). Далее были определены главные направления совместной деятельности для всех участников проекта: воспитателей, родителей и детей.

Все содержание проекта направлено на создание условий для обучения старших дошкольников безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия, формирование у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.

Проект включает шесть тематических блоков: «Эмоциональное благополучие ребенка»; «Здоровье ребенка»; «Ребенок и взрослый»; «Ребенок дома»; «Ребенок на улице»; «Ребенок и природа», в которых раскрывается система работы по освоению детьми дошкольного возраста правил личной безопасности в различных видах деятельности, по включению родителей в образовательный процесс, по использованию условий социума. Работа по каждому блоку осуществлялась путем интеграции образовательных областей, через различные формы образовательной и продуктивной деятельности: беседы, презентации, проблемно — игровые ситуации, игры-тренинги, поделки и рисунки, выпуск стенгазет, изготовление игр.

В ходе работы по тематическому блоку «Эмоциональное благополучие ребенка» активно решалась проблема непринужденного общения детей между собой, умения понимать и выражать свои эмоции. Беседы, проблемно — игровые ситуации на тему: «Как избежать конфликта», игры «Угадай настроение», «Подари солнышко», «Ссоримся — миримся», помогали детям понять некоторые причины ссоры и способы выхода из конфликта, наладить добрые отношения между собой.

Игры «Угадай на вкус», «Где живут витамины», игры-драматизации (блок «Здоровье ребенка») помогли ребятам узнать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Инициатива детей сделать выставку «Вкусные и полезные» нашла поддержку среди родителей и отразилась в совместных поделках из овощей и фруктов.

А исследовательская деятельность «Где живут микробы» вызвала бурные обсуждения по вопросу, как бороться с микробами, как уберечься от болезней. Игры «Времена года и одежда», «Кто быстрее соберется на прогулку» помогли дошкольникам понять взаимосвязь сезонности одежды и здоровья. Вместе с родителями дети подбирали картинки для создания коллажа «Мы — за здоровый образ жизни». С помощью сюжетных игр, игр-тренингов ребята учились рассказывать о своих проблемах со здоровьем, получили общие представления об оказании первой медицинской помощи.

Тематический блок «Ребенок и взрослый» с помощью различных видов деятельности познакомил ребят с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми на улице, во дворе, когда они остаются одни дома.

Хочется отметить помощь родителей в чтении и обсуждении художественных произведений, в ходе которых дети усвоили ряд важных правил безопасности жизни по теме: «Сказка — ложь, да в ней намек – безопасности урок». Результатом данной работы стали рисунки, игры — инсценировки по изученным произведениям.

Вся образовательная и продуктивная деятельность (экскурсии к пожарному щиту, коллаж «Осторожно-огонь!», игра «Пожарные на учениях», выставка совместных творческих работ детей и родителей) с детьми на этапе работы по теме: «Ребенок дома» была направлена на ознакомление детей с правилами пожарной безопасности, формирование у них умения набирать правильно номера служб спасения.

Рисование знаков запрета, игры — тренинги «Расскажи, что случилось?», настольные и дидактические игры «Опасности в быту», «Опасно-не опасно», способствовали закреплению правил безопасного поведения с бытовой техникой. Ребята прикрепляли знаки запрета на бытовую технику у себя дома, рассказывали родителям о правилах безопасного поведения в быту.

По инициативе ребят для младших дошкольников были изготовлена игра «Цветик-запретик», книжки — раскладушки, которые помогли познакомить малышей с правилами безопасного обращения с лекарственными препаратами, с предметами для шитья.

Опытно — исследовательская деятельность с водой позволила ребятам больше узнать о свойствах и значении воды. Ребята учились составлять перечень правил бережного пользования водопроводной водой, рассказывали о них и возможных последствиях неправильного обращения с водой детям других групп, учили, как экономно расходовать воду в быту.

Консультации для родителей (тематический блок «Ребенок на улице»), изготовление родителями макета «Проезжая часть», экскурсии к проезжей части, игры- тренинги «Школа пешехода», «Дорожные знаки» помогли в доступной для детей форме познакомить с основными правилами дорожного движения. Для формирования социальной компетентности и коммуникативных навыков у детей совместно со старшими дошкольниками и юннатами «Школы был проведен блиц -турнир «Правила движения надо соблюдать!».

Наблюдения за детьми показали, что в процессе игровой деятельности они успешно применяют полученные знания на практике: правила движения по тротуарам и обочинам, правила перехода проезжей части, правила поведения, посадки и высадки в общественном транспорте.

Презентации «Правила ОБЖ зимой», «Безопасный Новый год», с-р игры «ЖКХ», игры-эстафеты «Ледяные дорожки», подготовленные детьми памятки «Безопасный Новый год» (тематический блок «Ребенок и природа»), игры со снегом, опыты со снегом способствовали активизации знаний по основным правилам поведения зимой и в новогодние праздники.

Наблюдения за растениями, беседы, продуктивная деятельность, игры «Кто грибочек угадает, тот меня и догоняет», «Грибы, ягоды» помогли научить детей различать съедобные и несъедобные грибы, узнавать некоторые ядовитые растения. Игры «Полезные и вредные», «Кто, где живет», «Собачка», «Медведи и пчелы» — закрепить знания о правилах поведения при контакте с животными, насекомыми.

Игры-забавы с водой, проблемно-игровые ситуации «На море, на пляже», «Прогулки нам природу» подвели детей к пониманию необходимости соблюдения правил безопасности во время летнего отдыха, на природе.

В ходе организации совместной деятельности и мероприятий установились партнёрские взаимоотношения между всем участниками проекта: педагогами, детьми и родителями. Проект постепенно стал значимым для всех его участников.

Продуктами проекта стали:

  • макет проезжей части
  • альбомы для младших дошкольников «Твоя безопасность» (из рисунков детей старшей группы со стихами)
  • книжки-раскладушки «Опасные предметы» в подарок младшим дошкольникам
  • настольная игра «Цветик-запретик», игры-шнуровки, игры — лабиринты -лэп-бук «Будь осторожен!», бизиборд «Пункт МЧС»

- стенгазеты, коллажи по теме «Азбука безопасности для дошколят» (по тематическим блокам).

Все это способствовало созданию условий для самостоятельной игровой и познавательной деятельности дошкольников, для подготовки их к встрече с различными сложными, опасными жизненными ситуациями. Все продукты проекта ребята презентовали перед сверстниками соседних групп, дарили их младшим дошкольникам.

Было проведено итоговое родительское собрание: «Азбука безопасности для всей семьи», на котором родители были ознакомлены с результатами проекта и пришли к выводу: мало, просто читать, рассказывать, учить ребенка, нужно своим примером постоянно демонстрировать ему, как нужно правильно вести себя в различных ситуациях. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

Диагностика уровня усвоения знаний, умений, навыков детей старшего дошкольного возраста по правилам ОБЖ, показала качественный уровень подготовки: 74 % детей уверенно называют и применяют правила ОБЖ, 61 % объясняют их значение.

Таким образом, в ходе реализации совместного проекта были достигнуты определённые результаты:

  • Создана предметно-развивающая среда, картотека, игры для знакомства детей с правилами безопасного поведения
  • Дети уверенно ориентируются на нормы и правила безопасного поведения в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия
  • Сформированы устойчивые знания и интерес к своей безопасности
  • Значительно повысилась самостоятельная активность детей
  • Улучшился микроклимат в группе, сближение детей в результате коллективного сотрудничества

-Педагоги в ходе метода проектирования — метода организации насыщенной детской деятельности — получили возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развить творческое и познавательное мышление дошкольников.

Особо хочется отметить то, как активно решалась проблема непринужденного общения детей между собой, умения делиться своими предположениями, впечатлениями и достижениями. Каждый ребенок учился взаимодействовать с окружающими людьми, оценивать свою значимость в коллективе, а значит и в обществе. Это — основной показатель готовности к школе. А главный показатель, конечно — качественный уровень знаний правил безопасности жизни и применения их на практике, основы которой заложил наш проект «Азбука безопасности».

Просмотров: 252
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Фирсова Анастасия Николаевна. Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Фролова Ольга Ивановна. Проект: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
  • Опарышева Наталья Сергеевна. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Ефремова Марина Викторовна. Статья «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Кукина Елена Дмитриевна. Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах»
  • Гуменяк Ирина Борисовна. Статья на тему: «Формирование у детей умения и навыков безопасного поведения в условиях совместного социального пространства»
  • Ченцова Ольга Николаевна. Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Павленко Наталья Викторовна. «Система работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»
  • Шапеева Светлана Вадимовна. Дидактические игры для старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности детей.
  • Егорова Гульнара Саломовна. Опыт работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста
  • Афанасьева Ольга. Консультация для родителей «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»
  • Милютина Наталия. Консультация для родителей «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»
  • Мусина Гульнара Альбертовна. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
  • Наталья Курченко. Мастер-класс на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности»
  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Элеменкина Арина Михайловна. Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ безопасности жизни в игровой деятельности
  • Бушуева Анна Олеговна. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»
  • Елена Кремова. Формирование в процессе игровой деятельности безопасного поведения дошкольников на дороге. Игра «Найди свою вещь»
  • Абушкевич И.А., Кузнецова В.А., Никонова Е.Е.. Формирование навыков безопасного поведения детей дома на материале авторских сказок
  • Щукина Антонина Михайловна. «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста»
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Бескоровайная Галина Ивановна. «Памятка для родителей о соблюдении правил безопасности, если ребёнок один дома»
  • Атаева Екатерина Николаевна. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Маша и медведь знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах»
  • Котова Ольга Александровна. Проект по охране безопасности жизни детей «Чтобы не случилось беды…»
  • Бушмарева Вера Алексеевна. Рекомендация книги для родителей по основам формирования безопасного поведения детей
  • Файзуллина Венера. Сценарий организованной образовательной деятельности по правилам безопасного поведения на дороге для детей средней группы
  • Татьяна Владимировна Данилова (Г.гусь-Хрустальный). Проект: «Азбука безопасности» Руководитель проекта: Данилова Т.В.
  • Иванова Наталья Александровна. Консультация для родителей о безопасном отдыхе летом вместе с детьми '10 правил безопасности летом с детьми'
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь