Гвоздева Лариса Вячеславовна. Статья «Развитие воображения у дошкольников в игре»

Статья «Развитие воображения у дошкольников в игре»

Воображение характеризуется, как познавательный психический процесс создания новых образов на основе воспринятых ранее, а также вновь полученных знаний, позволяющий предвидеть результаты деятельности.

Выделяют четыре основных вида воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное [5].

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека [5].

 

Изначально у ребенка появляется воссоздающее воображение, а затем на его основе, посредством накопленного жизненного опыта и развития мышления, формируется творческое воображение.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется [5].

Репродуктивное воображение характеризуется воспроизведением реальности в том виде, какова она есть на самом деле. Несмотря на то, что здесь также присутствуют фантазийные элементы, такое воображение в большей степени отражает восприятие или память, чем творчество.

Таким образом, воображению принадлежит одно из основных мест среди познавательных процессов человека в общем, и ребенка дошкольного возраста в частности. Оно, как структурный компонент, входит во все сложные мыслительные операции, является основой творческой деятельности ребенка-дошкольника. Поэтому вопросы развития воображения у детей дошкольного возраста приобретают на сегодняшний день особую актуальность.

Особенно важно развивать воссоздающее и творческое воображение. При развитии воссоздающего воображения ребенку предлагается мысленно представить себе то, о чем ему рассказывают, читают, или же в какой последовательности он будет выполнять задание. С целью развития творческого воображения ребенка следует побуждать к поиску решения задачи, подталкивать к маленьким открытиям, просто учить фантазировать. Например, летом на прогулке педагог предлагает детям рассказать, какой была берёза весной, а затем мысленно вообразить, как она будет выглядеть осенью, зимой.

По мнению отечественных психологов и педагогов (Л. С. Выготского, В.В. Давыдова и др.), развивать воображение необходимо внутри содержательных видов деятельности, к категории которых относится и игровая деятельность, являющаяся ведущей у детей дошкольного возраста.

Игра, по мнению С.Л. Новоселовой, представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Игровая деятельность, как и любая другая, осуществляется в процессе решения определенных задач. Особенность игровых задач состоит в том, что цель в них представлена в мнимой, воображаемой форме, характеризуется неопределенностью предполагаемого результата и необязательностью его достижения [4].

В игре, по мнению А.К. Бондаренко, умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить действия того человека, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается в поиске средств воплощения игрового замысла. Например, прежде чем отправиться в железнодорожное путешествие, необходимо соорудить поезд и др. Так в игре развиваются творческие способности ребенка-дошкольника [2].

Наличие творческого воображения в игровой деятельности доказывается тем, что обычно дети в одной сюжетной игре объединяют различные впечатления — комбинируют увиденное с образами, взятыми из книг, мультфильмов и др. Творческое воображение ребенка, отмечает А.К. Бондаренко, особенно ярко проявляется и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле. Развитие творческого воображения проявляется и в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатление, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок [1].

С.Л. Новоселова констатирует, что в игре старшие дошкольники способны придать любому предмету игровой замысел, и тогда этот предмет выполняет отведенные ему функции при развертывании сюжета игры и ролевом взаимодействии детей в воображаемой игровой ситуации. Но в некоторых случаях игру воображения прерывает слишком пристальное внимание воспитателя. Чтобы творческое воображение детей во время игры не иссякло, а наоборот, проявлялось все ярче, воспитатель должен незаметно, тактично способствовать совершенствованию сюжета. В любой игре проявляются ростки детской фантазии. Их необходимо замечать, заботливо ухаживать за ними, беречь и уважать.

По утверждению О.М. Дьяченко, игры детей дошкольного возраста должны быть достаточно разнообразными, и значительное место в их игровой деятельности должно принадлежать именно творческим играм, предполагающим самостоятельную организацию, планирование и направление игры детьми. Особенно полезны в этом отношении творческие игры-драматизации, когда дети разыгрывают какую-либо хорошо знакомую сказку. В этом случае возникает необходимость представить себе сказочную ситуацию, вообразить фантастические действия сказочных персонажей.

Творческие игры способствуют формированию у дошкольников таких особенностей детского воображения, как подвижность образов, умение отступить от шаблонов, готовых образцов, создать новое, оригинальное произведение, придумывать различные варианты одной и той же темы. Именно эти специфические особенности, а не только конкретные знания и умения, и определяют уровень творческого воображения ребенка-дошкольника, который проявляется во всех сферах его жизнедеятельности [3].

Сюжетно-ролевая игра способствует формированию способности, которая характеризует воображение взрослого человека — действовать полностью в плане образов, представлений.

Такой плавный переход к внутренней, относительно свободной от внешней действительности, деятельности воображения, происходящий в игре, способствует формированию ещё одной специфической особенности детского воображения – подчинение его определенному замыслу, следование заранее намеченному плану. Именно благодаря этой особенности появляются первые детские законченные сочинения — стишки, сказки, загадки.

Итак, игра способствует формированию тех общих качеств воображения, которые необходимы для детского творчества. А также раскрывают перед ребенком-дошкольником смысл творческой деятельности — не следовать готовым образцам, штампам, шаблонам, а искать как можно больше своих собственных уникальных решений, направлять свое воображение на поиск нового, неизведанного.

Литература:

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада. -2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1991. — 160 с.
  2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1983. – 192 с.
  3. Дьяченко О., Кириллова А. Что можно сделать из квадрата // 3нание-сила. — 1981. — № 6.
  4. Новоселова С.Л. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989. — 286 с.
  5. https://studopedia. ru/9_214903_voobrazhenie-puti-i-sredstva-ego-razvitiya-u-doshkolnikov. html
Просмотров: 629
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Анна Протасова. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Барабаш Марина Александровна. Мастер – класс на тему: «Гидрогель, как средство развития творческого воображения дошкольника»
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Рена Магомедзагировна Бабаева. «Комплекс занятий по театрально-игровой деятельности направленных на развитие воображения у детей»
  • Фатимет Такахо. Как же помочь дошкольникам развить творческое воображение?
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Сигаева Нэля Викторовна. Развитие творческого воображения и эмоционального благополучия детей (из опыта работы)
  • Коткина Галина Сергеевна. Методическая разработка занятия по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных методов рисования «Чудесные превращения».
  • Медведева Юлия Валентиновна. Воображение дошкольника и мир вокруг нас
  • Макарова Наталья Валерьевна. Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Игры, развивающие воображение, фантазию и словесное творчество»
  • Афонина Алена Михайловна. ТРИЗ технологии в развитии творческого воображения дошкольников
  • Батищева Елена Ярославовна. КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ У РЕБЁНКА. СОВЕТЫ ИЗ СТРАНЫ ФАНТАЗИИ.
  • Овчинникова Анна Сергеевна. Мастер-класс по теме: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
  • Фатимет Такахо. Конспект занятия по развитию речи и творческого воображения детей. Подготовительная группа. «На поиски друга»
  • Болотова Е. Ю.. Сборник заданий по лепке, направленный на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
  • Пендерова Алла Леонидовна. Развитие творческого воображения. Заучивание таджикской народной песенки «Зёрнышко моё»
  • Каталкина Римма Львовна. Методическая разработка 'Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста'
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Валиева Рузалия. Мастер-класс по развитию творческого воображения. Занятие аппликации ко Дню матери «Цветы с вазой»
  • Главный Редактор. Развитие воображения у детей
  • Пекова Александра Викторовна. ВООБРАЖЕНИЕ – ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ
  • Краснокутская Светлана Петровна, Патокина Татьяна Николаевна, Мартынова Людмила Викторовна. Развитие речи старших дошкольников через воображение
  • Круглова Наталья Александровна. Проект «Развитие воображения у старших дошкольников через создание мультфильмов»
  • Шарунова Вера Евгеньевна. Образовательный потенциал игровой деятельности детей в сюжетно-ролевой игре — «Школа».
  • Елена Викторовна Мастяева. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию воображения и творческой активности у детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО
  • Мустафина Сирина Наилевна. Чтение как способ развития воображения
  • Исакова Юлия Александровна. Мастер – класс для родителей «Развитие воображения у дошкольников»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь