Воображение характеризуется, как познавательный психический процесс создания новых образов на основе воспринятых ранее, а также вновь полученных знаний, позволяющий предвидеть результаты деятельности.
Выделяют четыре основных вида воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное [5].
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека [5].
Изначально у ребенка появляется воссоздающее воображение, а затем на его основе, посредством накопленного жизненного опыта и развития мышления, формируется творческое воображение.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется [5].
Репродуктивное воображение характеризуется воспроизведением реальности в том виде, какова она есть на самом деле. Несмотря на то, что здесь также присутствуют фантазийные элементы, такое воображение в большей степени отражает восприятие или память, чем творчество.
Таким образом, воображению принадлежит одно из основных мест среди познавательных процессов человека в общем, и ребенка дошкольного возраста в частности. Оно, как структурный компонент, входит во все сложные мыслительные операции, является основой творческой деятельности ребенка-дошкольника. Поэтому вопросы развития воображения у детей дошкольного возраста приобретают на сегодняшний день особую актуальность.
Особенно важно развивать воссоздающее и творческое воображение. При развитии воссоздающего воображения ребенку предлагается мысленно представить себе то, о чем ему рассказывают, читают, или же в какой последовательности он будет выполнять задание. С целью развития творческого воображения ребенка следует побуждать к поиску решения задачи, подталкивать к маленьким открытиям, просто учить фантазировать. Например, летом на прогулке педагог предлагает детям рассказать, какой была берёза весной, а затем мысленно вообразить, как она будет выглядеть осенью, зимой.
По мнению отечественных психологов и педагогов (Л. С. Выготского, В.В. Давыдова и др.), развивать воображение необходимо внутри содержательных видов деятельности, к категории которых относится и игровая деятельность, являющаяся ведущей у детей дошкольного возраста.
Игра, по мнению С.Л. Новоселовой, представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Игровая деятельность, как и любая другая, осуществляется в процессе решения определенных задач. Особенность игровых задач состоит в том, что цель в них представлена в мнимой, воображаемой форме, характеризуется неопределенностью предполагаемого результата и необязательностью его достижения [4].
В игре, по мнению А.К. Бондаренко, умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить действия того человека, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается в поиске средств воплощения игрового замысла. Например, прежде чем отправиться в железнодорожное путешествие, необходимо соорудить поезд и др. Так в игре развиваются творческие способности ребенка-дошкольника [2].
Наличие творческого воображения в игровой деятельности доказывается тем, что обычно дети в одной сюжетной игре объединяют различные впечатления — комбинируют увиденное с образами, взятыми из книг, мультфильмов и др. Творческое воображение ребенка, отмечает А.К. Бондаренко, особенно ярко проявляется и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле. Развитие творческого воображения проявляется и в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатление, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок [1].
С.Л. Новоселова констатирует, что в игре старшие дошкольники способны придать любому предмету игровой замысел, и тогда этот предмет выполняет отведенные ему функции при развертывании сюжета игры и ролевом взаимодействии детей в воображаемой игровой ситуации. Но в некоторых случаях игру воображения прерывает слишком пристальное внимание воспитателя. Чтобы творческое воображение детей во время игры не иссякло, а наоборот, проявлялось все ярче, воспитатель должен незаметно, тактично способствовать совершенствованию сюжета. В любой игре проявляются ростки детской фантазии. Их необходимо замечать, заботливо ухаживать за ними, беречь и уважать.
По утверждению О.М. Дьяченко, игры детей дошкольного возраста должны быть достаточно разнообразными, и значительное место в их игровой деятельности должно принадлежать именно творческим играм, предполагающим самостоятельную организацию, планирование и направление игры детьми. Особенно полезны в этом отношении творческие игры-драматизации, когда дети разыгрывают какую-либо хорошо знакомую сказку. В этом случае возникает необходимость представить себе сказочную ситуацию, вообразить фантастические действия сказочных персонажей.
Творческие игры способствуют формированию у дошкольников таких особенностей детского воображения, как подвижность образов, умение отступить от шаблонов, готовых образцов, создать новое, оригинальное произведение, придумывать различные варианты одной и той же темы. Именно эти специфические особенности, а не только конкретные знания и умения, и определяют уровень творческого воображения ребенка-дошкольника, который проявляется во всех сферах его жизнедеятельности [3].
Сюжетно-ролевая игра способствует формированию способности, которая характеризует воображение взрослого человека — действовать полностью в плане образов, представлений.
Такой плавный переход к внутренней, относительно свободной от внешней действительности, деятельности воображения, происходящий в игре, способствует формированию ещё одной специфической особенности детского воображения – подчинение его определенному замыслу, следование заранее намеченному плану. Именно благодаря этой особенности появляются первые детские законченные сочинения — стишки, сказки, загадки.
Итак, игра способствует формированию тех общих качеств воображения, которые необходимы для детского творчества. А также раскрывают перед ребенком-дошкольником смысл творческой деятельности — не следовать готовым образцам, штампам, шаблонам, а искать как можно больше своих собственных уникальных решений, направлять свое воображение на поиск нового, неизведанного.
Литература:
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада. -2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1991. — 160 с.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1983. – 192 с.
- Дьяченко О., Кириллова А. Что можно сделать из квадрата // 3нание-сила. — 1981. — № 6.
- Новоселова С.Л. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989. — 286 с.
- https://studopedia. ru/9_214903_voobrazhenie-puti-i-sredstva-ego-razvitiya-u-doshkolnikov. html
|