Овчинникова Анна Сергеевна. Мастер-класс по теме: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Мастер-класс по теме: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»Мастер-класс по теме: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Введение:

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, умеющие творчески мыслить, способные принимать нестандартные решения. Только человек, с хорошо развитой фантазией, даже с недостатком знаний и опыта, относительно уверенно чувствует себя в сложном и изменчивом мире. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит, воображение и фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Что же такое воображение?

Скачать: Мастер-класс по теме: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (полный конспект)

Воображение (фантазия) – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов деятельности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. (6, стр. 5)

Проанализировав педагогическую литературу, в которой освещаются вопросы развития воображения детей в разных видах деятельности и в частности в театрализованной деятельности, я пришла к выводу, что на сегодняшний день существует большое количество мнений о том, как правильно строить работу с детьми по театрализованной деятельности. Но все мнения и подходы сводятся к одному – важности развития у ребенка креативности, творческого воображения и эффективности организации театрализованной деятельности в ДОУ, как средство развития этих способностей. Театрализованная деятельность в силу своей синтезированности признается уникальной «методой» развития всесторонне развитой личности, закладывает основы успешной социализации ребенка в будущем, позволяет весомо расширить опыт ребенка путем проживания разнообразных жизненных ситуаций.

Цель:

Познакомить коллег с некоторыми особенностями, методами и приемами по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность с использованием социо-игровой технологии.

Задачи:

  1. Обучать игровым приемам, которые способствуют развитию воображения через театрализованную деятельность.
  2. Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений; а также развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.
  3. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении между участниками компаний; готовность к творчеству.

Принципы:

Содержание мастер-класса оставлено с учетом принципов:

  1. Принцип возрастной адресованности. Используется методы, приемы соответствующие возрастным особенностям детей.
  2. Принцип системности. Работа по развитию воображения детей через театрализованную деятельность проводится систематически.
  3. Принцип полноты. Развитие воображения детей через театрализованную деятельность осуществляется по всем разделам театрализованной деятельности:
  • театральная игра
  • ритмопластика
  • культура и техника речи
  • кукловождение
  • основы театральной культуры

4. Принцип интеграции. Воображение детей через театрализованную деятельность можно развивать по всем разделам и направлениям.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Ход занятия

Вступительное слово.

Сегодня я вас познакомлю с некоторыми игровыми приемами как можно развивать воображение детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность с использованием социо-игровой технологии.

Социо-игровая технология – это сочетание игрового момента и социума. Стоит она на трех китах:

  • движение (очень характерно для дошкольника, он должен обучаться в движении)
  • вариативность (смена мизансцен, возможность детей работать в разных местах группы, там, где они решат: за столом, на ковре, в любом другом месте групповой комнаты)
  • малые группы (фронтальная работа со всеми детьми с одновременным делением на компании)

Социо-игровая технология позволяет развивать у детей активную позицию, самостоятельность, творчество, не ограничивать детей в воображении и дать им возможность проявить себя. (8, стр. 39)

Использование социо-игровой технологии позволяет провести емкую и насыщенную по содержания работу, т.к. театрализованная деятельность включает в себя 5 разделов, что очень трудно и практически невозможно по времени провести на обычном занятии. На занятиях, где используется данная технология, т.е. работа по кампаниям, упрощает эту задачу.

Теперь я предлагаю вам познакомится с каждым из разделов театрализованной деятельности и с некоторыми игровыми приемами по развитию воображения по этим разделам.

1. Начнем работать над таким разделом как

«Техника и культура речи»

Упражнения и игры этого раздела должны помочь детям сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно передавать свои мысли (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи), а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.

Я приглашаю всех в круг, чтобы поработать над этим разделом. Для дальнейшей работы лучше начинать с подготовки речедвигательного аппарата.

Я начну рассказывать сказку, в начале которой встречаются звуки. Мы их будем четко произносить, а затем каждый из вас друг за другом будет придумывать по предложению, продолжая сказку. В конце-концов у нас должна получиться законченная сказка.

Итак: Наступило утро, и запели птицы.. Чив-чив-чив
Над цветами зажужжали пчелы: Ж-ж-ж.
Где – то зафыркала кошка: ф-ф-ф
Вдруг засвистел ветер: С-с-с
Зашумели деревья: Ш-ш-ш
Закапали капли дождя: Кап-кап-кап
Повсюду зазвенели звонкие комары: З-з-з
Их было так много, что больше всех этому обрадовалась зеленая лягушка…

А что было дальше, продолжите сказку…

(получилась ли у нас сказка и почему?)

- Теперь мы разделимся на компании.

Я предлагаю Вам занять место на стуле с тем шариком, который вам больше всего понравился. У нас получилось 4 компании. Каждая компания договаривается, выбирает капитана и придумывает название компании (например, одним из видов театра). Готовность к работе покажите «теремками» (поднять руки над головой в виде крыши).

- Я приглашаю капитана 1-й компании подойти ко мне и вытянуть из моего «волшебного» мешочка лист, на котором написан раздел, с которым будет работать ваша компания. И так каждый раз.

2. Раздел «Кукловождение»

Этот раздел помогает вживаться детям в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения своего героя: жесты, движения, мимику, способность сопереживать героям сказок, умение владеть своей рукой, кистью руки, пальцами; совершенствуются двигательные способности руки, а так же умение напрягать и расслаблять различные группы мышц руки, вплоть до полной релаксации.

Вашей компании я предлагаю поработать с пальчиковым театром. Из моего «волшебного мешочка» каждому предлагается достать фигурку – героя для пальчика. Всей компании нужно договориться и составить небольшую интересную сказку с участием выбранных героев.

Одна компания выступает, другие внимательно слушают, чтобы ответить на вопрос: получилась ли у них сказка и почему?

3. Раздел «Ритмопластика»

Подходит капитан следующей компании. Ему дается работа, например, с таким разделом как «Ритмопластика».

Этот раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Вашей компании нужно представить, что вы находитесь в магазине игрушек, в котором очень большой выбор и ассортимент. Сейчас вы услышите музыку, под которую вам нужно представить себя игрушкой, куклой. Пока музыка играет каждый участник компании, каждый участник компании изображает придуманную им игрушку. Музыка останавливается, игрушка замирает. Затем мы спросим кто из них, какая игрушка.

Остальные компании смотрят, стараются угадать и ответить на вопрос удалось ли участнику изобразить своего героя, передать его характерные особенности под музыку.

4. Раздел «Театральная игра»

Этот раздел направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь обращаться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Вашей компании я предлагаю поиграть в игру «Живой телефон» (Данное упражнение развивает память, слуховое внимание, согласованность действий между участниками).

Между участниками данной компании распределяются цифры от 0 до 5. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Например: 24-31-56. Задача участников выстроится по порядку цифр в названном номере. Комбинация цифр меняется несколько раз.

Остальные компании отвечают на вопрос была ли согласованность действий и почему.

5. Раздел «Основы театральной культуры»

Этот раздел призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства: особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя. (1, стр. 6)

Компании дается задание «Собери пазл». Участники компании нужно собрать пазлы, на котором в итоге получится изображение театра. Далее идет беседа-диалог по этому театру.

Примерные вопросы:

  • как вы думаете, что изображено на получившейся картинке?
  • почему вы решили, что это театр?
  • чем он отличается от других зданий?
  • для чего нужны театры?
  • кто работает в театре?

Рефлексия:

  • Как вы себя чувствовали в позиции обучающегося?
  • Какие выводы, открытия вы для себя сделали?
  • Какие приемы вам больше всего понравились, почему?

Данный мастер-класс проводится с использованием социо-игровой технологии.

Реализуется с помощью таких методов как,

  • наглядные (демонстрационный и раздаточный материал)
  • словесные (объяснения, беседа, диалог)
  • практические

При его проведении используются следующие игровые приемы:

  • этюды
  • музыкальное сопровождение некоторых видов деятельности
  • игры и упражнения на развитие воображения

Данный практический материал можно использовать при развитии воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность: при планировании и проведении конкретных занятий по театрализованной деятельности, включать данные упражнения и игры по развитию воображения в другие виды занятий, при планировании режимных моментов, а так же при разработке и организации развлечений и досугов и праздников для дошкольников.

Библиография

  1. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». — М.: «Владос», 2001. -160 с.
  2. Т.Н. Доронова «Играют взрослые и дети»: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. – М.: Линка-пресс, 2006. — 208с.
  3. М. Б. Зацепина «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»: обзор программ дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128с.
  4. В.М. Букатова «Игры для детского сада. Развитие талантов через игру»: иллюстрированный словарик игровых приемов. — М.: Сфера, 2009. -189с.
  5. В. Кудрявцев. «Воображение, творчество и личностный рост ребенка. –М.: Чистые пруды, 2010. -32с.
  6. О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса. «Чего на свете не бывает?». – М.: Знание, 1994. -160с.
  7. Л.Ю. Субботина «Развитие воображение детей. Популярное пособие для родителей и педагогов». – Ярославль: Академия развития, 1996. -240с.
  8. «Мастер-класс как форма повышения профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения: из опыта работы педагогов ДОУ/сост. Н.Б. Потолицына; Коми республик. ин-т развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2010. -51с.
Просмотров: 827
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Зайцева Надежда Сергеевна. Статья на тему: «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через включение их в театрализованную деятельность»
  • Сазыкина Светлана Николаевна. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
  • Каталкина Римма Львовна. Методическая разработка 'Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста'
  • Безбородова Оксана Александровна. Описание педагогического опыта на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
  • Ермилова Елена Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Мария Викторовна Замятина. Развитие речи детей, через театрализованную деятельность.
  • Мартынова Инесса Георгиевна. Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность
  • Галимова Дания Зулькарамовна. Развитие музыкально-творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Яковлева Светлана Александровна. Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ»
  • Пестова Галина Федоровна. «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Спиридонова Гульфия Назиповна. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Спиридонова Гульфия Назиповна. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Касимова Ризидя Гумеровна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
  • Малова Виктория Вячеславовна. Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
  • Залялиева Миляуша Фагимовна. Конспект открытого комплексного занятия по развитию речи через театрализованную деятельность «Путешествие в сказку»
  • Рена Магомедзагировна Бабаева. «Комплекс занятий по театрально-игровой деятельности направленных на развитие воображения у детей»
  • Исакова Юлия Александровна. Мастер – класс для родителей «Развитие воображения у дошкольников»
  • Анна Протасова. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Барабаш Марина Александровна. Мастер – класс на тему: «Гидрогель, как средство развития творческого воображения дошкольника»
  • Банку Джамиля Габдульхаковна. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через моторную деятельность
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Суржок Марина Эдуардовна. «Реализация принципов дошкольного образования через театрализованную деятельность в работе музыкального руководителя»
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Болотова Е. Ю.. Сборник заданий по лепке, направленный на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Вольф Оксана Александровна. Развитие эмоций через театрально-игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь