Переход из дошкольного в младший школьный возраст происходит не автоматически, а путем перевода игровой деятельности в учебную, которая становится ведущей.
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6 — 11 лет).
Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей ( «ребенок — взрослый — задача»). Учитель — это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.
Скачать конспект
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил.
В учебной деятельности, по словам В. В. Давыдова, происходит овладение содержанием разных форм общественного сознания (науки, искусства, морали и права) что приводит к формированию теоретического сознания и мышления и соответствующих им способностей (в частности, рефлексии, анализа, планирования), которые являются психологическими новообразованиями младшего школьника.
Основные достоинства учебной деятельности как ведущей:
- направленность на усвоение знаний;
- основное внимание уделяется развитию теоретического мышления;
- формирующийся самоконтроль направлен также на контроль усвоения знаний и способа получения этих знаний;
- самооценка служит оценкой успехов ребенка в учебе.
Целью моей работы является:
- Познакомить, с психологической готовностью к школьному обучению.
- Рассказать о ведущей деятельности младшего школьника.
- Рассмотреть познавательное развитие ребенка младшего школьного возраста.
§1 Психологическая готовность к школьному обучению.
Согласно концепции Э. Эриксона, в период от 6 до 12 лет происходит приобщение ребенка к трудовой жизни общества, вырабатываются трудолюбие и вкус к работе. Позитивный исход этой стадии приносит ребенку ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми неблагоприятный результат стадии — комплекс неполноценности.
Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие им правил школьной жизни, успешность или не успешность учебы сказывается на всей системе его отношений и со взрослыми, включая родителей, и со сверстниками.
Проблема психологической готовности к школьному обучению. Существующая школа с ее классно-урочной системой действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности.
Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование.
Личностная готовность.
- Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность — быть школьником.
- «Внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребенка к школьному обучению — психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.
- Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению.
Интеллектуальная готовность:
- Ориентировка в окружающем, запас знаний.
- Уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Уровень обобщения — умение обобщать дифференцировать предметы и явления.
- Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).
Двигательная готовность:
- Мелкая моторика.
- Крупные движения (рук, ног, всего тела).
Уровень развития предпосылок учебной деятельности:
- умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого,
- самостоятельно действовать по заданию,
- ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.
у ребенка-дошкольника нет, и не может быть собственно школьных качеств, они складываются в той деятельности, для которой они необходимы.
Готовность к школьному обучению— это владение предпосылками к последующему усвоению качеств школьника. Ведущей среди них является мотивационная, социальная зрелость ребенка. В случае слабой подготовки ребенка к школе обычно проявляется отставание во всех сферах, но при создании коррекционно-развивающих программ особое внимание отводится преодолению неразвитости аффективно-потребностной сферы, узости познавательных интересов.
С первых дней в роли ученика младший школьник встречается с многочисленными трудностями, которые должен преодолеть. Это освоение нового школьного пространства; выработка нового режима дня; вхождение в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс); принятие множества ограничений и установок, регламентирующих поведение; установление взаимоотношений с учителем; построение новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации. Вместе с тем школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, учебные принадлежности.
§2 Ведущая деятельность младшего школьника.
Младший школьник активно включен в разные виды деятельности — игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда.
Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности — учении.
Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.
Для осуществления деятельности, необходима сформированность мотивационной сферы. Ребенок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить новый, более взрослый статус. Интерес к школе существует почти у всех детей в первые несколько недель школьной жизни. В определенной степени в основе этой мотивации лежит реакция на новизну, новые условия жизни, новых людей. Однако интерес к форме обучения, новым тетрадям, книгам и т. д. достаточно быстро насыщается, поэтому важно уже в первые дни учебы сформировать новый мотив, связанный с содержанием знаний, с интересом к самому материалу. К категории внешних мотивов (лежащих за пределами учебного процесса и связанных лишь с его результатом) относятся социальные мотивы. Социальные мотивы отвечают потребностям ребенка в общении с другими людьми, в их одобрении, в занятии определенного места в системе общественных отношений. Различают широкие социальные мотивы (учиться, чтобы быть культурным, развитым; занять достойное место после окончания школы, найти хорошую высокооплачиваемую работу; мотивы долга и ответственности) и узколичные, в том числе позиционные (избежать двойки, соответствовать ожиданиям родителей, снизить тревожность, быть лучшим Учеником в классе, «пятерочником»). Реально действующими чаще являются узкие социальные мотивы. Для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер, т. е. чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали бы друг другу. В младшем школьном возрасте уже существует достаточно выраженная система соподчинения мотивов. Отчетливое понимание своих стремлений своей индивидуальности приходит только к концу этого периода, активно развиваясь в подростковом возрасте.
Полноценная учебная деятельность включает умения:
- выделять и удерживать учебную задачу;
- самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
- адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;
- владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;
- использовать законы логического мышления;
- владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими;
- уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;
- иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.
Трудности в учебе могут быть вызваны: несформированностью необходимых элементов учебной деятельности (позиции школьника, познавательной, мотивации, подходящих учебных действий и т. д.). Также с недостаточным развитием произвольности, низким уровнем памяти, внимания, зависимостью от взрослых; неумением или невозможностью приспособиться к темпу школьной жизни, личностными нарушениями, направленностью на другие, внешкольные интересы. Установление истинных причин школьной дезадаптаиии, плохой успеваемости и поведения — важнейшая задача школьного психолога.
§3 Познавательное развитие младшего школьника.
В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это период для формирования познавательного отношения миру. О процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваясь сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения. В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного, или теоретического, мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка.
В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы — внимание, восприятие, память. Направление развития внимания в младшей школе зависит от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизаций внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня.
По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления — сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью — они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.
Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, младший школьник постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно — сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности, и есть произвольное внимание ученика.
В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются так же, как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства — в основном цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.
Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.
Восприятие из процесса узнавания, различения, становится деятельностью наблюдения. Наблюдение сначала осуществляется под руководством учителя, который ставит задачу обследования предметов или явлений, знакомит учеников с правилами восприятия. Итак, восприятие становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом.
Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т. е. рациональных способов запоминания. Следует отметить, что младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. Поэтому взрослые должны контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам процесс — как, какими способами ученик это запомнил.
Выводы и заключение.
В данном исследовании мы изучили проблему формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней. Осваивает новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации в учебной деятельности младшего школьника. Формирует отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношение и реализуется в основном через эту деятельность как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе, это и определило актуальность исследования.
Таким образом, цель моей работы была достигнута. Мы в полном объёме ознакомили с психологической готовностью к школьному обучению. Также рассказали о ведущей деятельности младшего школьника, и рассмотрели познавательное развитие ребенка младшего школьного возраста.
Список использованной литературы.
- Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — М.: Просвещение, 2008. – 350с.
- Психическое развитие младшего школьника / Экспериментальное психологическое исследование под ред. В.В. Давыдова. — М.: «Педагогика», 2011. – 250 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1986.. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 230 с.
|