ГБОУ Школа №1935 ДО№1 педагог- психолог, нейропсихолог Курочкина Галина Валентиновна
Задачи.
- Выявление уровня несформированности психических процессов, определение компенсаторных возможностей.
- Формирование и развитие дефицитарных функций за счет опоры на сильные сохранные звенья и развития взаимодействия психических процессов.
Основные принципы нейропсихологической коррекции.
- Коррекция – это не обучение, а формирование базовых психических процессов, необходимых для развития и обучения.
- Развитие недостаточно сформированных функций с опорой на сильные звенья психического функционирования ребенка.
Коррекция – переструктурирование слабой функции с опорой на сильное звено.
3. Начинать коррекцию необходимо с воздействия на фоновые звенья, воздействуя, таким образом, опосредованно на формирование дефицитарных психических функций ребенка.
Это межполушарные связи, нейродинамика, контроль (1-й, 3-й блоки мозга и межполушарные связи).
4. Принцип замещающего онтогенеза – построение коррекционной программы в соответствии с развитием мозговых процессов в онтогенезе. Вектор развития – снизу вверх, изнутри кнаружи, слева направо.
5. Построение программы в соответствии с закономерностями процесса интериоризации – работа с постепенным усложнением заданий, уменьшением помощи от совместной к самостоятельной, от развернутой инструкции к свернутой. Сначала специалист берет функцию слабого звена на себя. Задания подбираются с учетом дальнейших упрощений и свертываний действий.
6. Использование игровой формы занятий. Игра используется для снятия напряженности, страха неспешности, повышения мотивации, включения эмоций, аффекта интеллекта – повышения эффективности работы мозга без вреда здоровью. Кроме того, игра, как действие подчиненное правилам, является испытанием воли, формирует произвольность.
Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию и развитие всех высших психических функций ребенка.
Так как сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций. Логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психологической деятельности.
Формирование двигательных и психических функций ребенка в раннем возрасте неразрывны (психомоторные функции). Каждый этап развития представляет базу для следующего. Если искажена начальная функция, впоследствии будут искаженно развиваться и дальнейшие. Таким образом, работу надо начинать с нижнего, базового уровня, учитывая, что для развития каждой функции существует свой синзитивный возраст. Двигательная сфера (умение владеть своим телом) формируется в возрасте до 2-х лет. Если в развитии пропущена или свернута одна из составляющих, то впоследствии может возникнуть проблема в психическом развитии.
Так дети имеющие трудности в обучении или поведении, демонстрируют какие-либо моторно-двигательные нарушения.
|