Бабенко Надежда Григорьевна. Дыхательная йога для детей с ОВЗ

Дыхательная йога для детей с ОВЗ

Дыхательная йога сродни искусству медитации. Здесь не требуются большие физические нагрузки, и при этом эффект от выполнения дыхательных упражнений велик. Он не менее важен для тела и психики ребенка с ОВЗ, нежели развивающие упражнения. Что мы привыкли понимать под видами дыхательной йоги? Это дыхание, гораздо более глубокое и всеобъемлющее, чем повседневное дыхание обычного человека. Давайте рассмотрим процесс дыхания. Среднестатистический человек дышит, наполняя воздухом какой-то один отдел лёгких — верхний, средний или нижний. Иногда бывает, что идёт совмещение верхнего и среднего отделов, но практически никогда не включаются в работу все три отдела во время одного цикла дыхания. В йоговском дыхании этот недостаток устранён, и йог использует и наполняет лёгкие полностью; отсюда и название «полное йоговское дыхание».

 

Скачать конспект

Существует три вида дыхания современного человека — ключичное, грудное и брюшное. Что происходит во время дыхания одним из этих способов?

Ключичное дыхание самое поверхностное. Во время такого дыхания воздух наполняет лишь верхнюю часть лёгких, при этом поднимаются плечи, и в работу включены ключицы и рёбра. Такой вид дыхания мы наблюдаем у детей с ОВЗ. Легко догадаться, что поступление воздуха при ключичном дыхании минимально, он не доходит до альвеол, и, следовательно, большая часть полученного воздуха вообще не используется организмом по назначению. Он даже не участвует в газообмене, кислород не усвоен и на выдохе будет выведен из организма. Отсюда и возникают у ребенка недостаточное питанием клеток головного мозга кислородом.

Грудное дыхание несколько лучше, чем ключичное. Воздух проходит чуть дальше, заполняя средний отдел лёгких, но всё-таки оно не полное. В работу включён грудной отдел, расширяется грудная клетка и поднимаются плечи. Этот тип дыхания характерен для детей с повышенным тонусом мышц, когда нет возможности вдохнуть полной грудью, ребенок скован, а дышать надо. Вот так однажды закреплённая привычка неправильного дыхания продолжает сопровождать малыша до тех пор, пока он не научится правильно дышать.

Брюшное дыхание наиболее правильное и естественное из трех видов, т. к. только в этом типе дыхания «второе сердце» человека, диафрагма, приступает к работе. Диафрагма меняет положение, она движется, поэтому изменяется объём грудной полости: она увеличивается и уменьшается. Снимается напряжение с мышц, что облегчает работу артикуляционного аппарата. Этот вид дыхания раскрепощает психику ребенка, т. к. плечи автоматически опускаются, расслабляются грудные мышцы, что способствует состоянию релаксации. Также верно будет и следующее: если дошкольник опустит плечи, сядет и начнёт дышать, тем самым он включит процесс брюшного дыхания.

В полном йоговском дыхании используются все три вида дыхания — брюшное, грудное и ключичное. Вдох начинается с брюшного отдела, затем воздух наполняет грудной и, в последнюю очередь, ключичный отдел. На выдохе идёт обратный процесс. Сначала выдыхает ключичный отдел, и в последнюю очередь — брюшной.

Функция йоговского дыхания выходит за рамки чисто физиологической, связанной с укреплением организма. Дыхание в первую очередь отвечает за психические процессы в организме, связанные с расслаблением и релаксацией.

Использовать йоговское дыхание можно в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеется нарушение тонуса мышц. Дизартрия, так как имеются выраженные нарушения мышечного тонуса. Заикание, при невротической форме, для коррекции эмоциональной сферы. Афазия, если моторная форма и страдают мышцы.

Йоговское дыхание – это часть комплексной коррекционно-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Тем, кто хочет достичь положительного результата в коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ, рекомендуется освоить дыхательную йогу. Она будет состоять из полного йоговского дыхания плюс элементы речевого дыхания. Самое необходимое правило, для выполнения дыхательных упражнений – это правильное положения тела.

Основные упражнения:

  1. Упражнение на развитие плавного длительного выдоха. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Вдох и выдох делаем через нос. Сначала дышим животиком, делая плавный вдох, надувая живот как шарик, затем длительный выдох, шарик сдувается, живот втягивается. В процессе дыхания наблюдаем за рукой, которая лежит на животе. Затем дышим грудью. Животик втянули в себя и грудью делаем плавный вдох – рука поднимается вместе с грудной клеткой, затем длительный выдох, рука опускается.
  2. Дыхание под счет. Сесть удобно, расслабиться, вдох плавный носом, выдох под счет (про себя считать до 5, постепенно увеличивая число).
  3. Дыхание с движением. Вдох — 4 шага, выдох 6 шагов.
  4. Упражнение на развитие речевого дыхания. Таких упражнений богатое множество в просторах интернета. В практике йоги используется следующее. Сесть удобно, расслабиться, вдох плавный носом, выдох с произнесением сочетания – ДЗЗЗЗЗ. Произносим длительно ДЗЗЗЗЗ, остановка, задержать на секунду дыхание и продолжить ЗЗЗЗ, выдавливая остатки воздуха из легких, подтягивая животик в себя.
  5. Дыхание с артикуляцией. Сесть удобно, расслабиться, вдох плавный носом, длительный выдох через рот язык трубочкой.
  6. Дыхание носом с помощью рук. Сесть удобно, расслабиться. Приготовить пальцы правой руки – большой палей и мизинец прямые, указательный, средний и безымянный прижаты к ладони. Зажать большим пальцем правой руки правую ноздрю, сделать вдох левой ноздрей. Зажать мизинцем правой руки левую ноздрю, сделать выдох правой ноздрей. Аналогично выполнить действия с левой рукой. Это кинизеологическое упражнение. Благодаря этому упражнению, развивается согласованность в работе правого и левого полушарий, усиливается самоконтроль за своими действиями.
  7. Упражнения для снятия напряжения в позвоночнике. Вдох – прямые руки, сцепленные в замок вытянуть вверх, длительный выдох — прямые руки, сцепленные в замок вытянуть вперед, спину округлить, живот втянуть. Вдох – прямые руки, сцепленные в замок увести за спину, длительный выдох — прямые руки, сцепленные в замок вытянуть назад, спину прогнуть, живот втянуть.
  8. «Кошечка» Если вы хотите добиться идеальной осанки и забыть о болях в пояснице, обязательно выполняйте упражнения для укрепления мышц спины с дыханием. Важным плюсом этого классического упражнения является его комплексное воздействие на организм. Оно не только снимает боли в области спины, вызванные сколиозом и сидячим образом жизни, но и поддерживает работу органов дыхания, интенсивно снабжая их кислородом. Для того чтобы сделать упражнение правильно, займите верное исходное положение. Для этого: встаньте на коврик на четвереньки; плотно поставьте ладони на пол, пальцы направьте вперед; убедитесь в том, что руки выпрямлены, а ноги согнуты под прямым углом. Теперь можно приступать к выполнению упражнения. Сделайте глубокий выдох и подкрутите таз внутрь, при этом округлите спину и опустите голову. Мышцы пресса в этом положении напряжены, а спина растягивается. На вдохе медленно вернитесь в исходное положение. Вновь вдохните и прогните спину в обратном направлении, подняв голову и таз вверх. Теперь, наоборот, работают мышцы спины, а пресс расслабляется. Упражнение завершается возвращением в исходное положение на вдохе.

Полное дыхание — это дыхание, позволяющее наиболее полно задействовать весь объем лёгких. При этом весь дыхательный аппарат находится в едином непрерывном движении, между вдохом, выдохом и последующим вдохом нет никаких пауз. Данное дыхание при посредстве лёгких, нервно-мышечного аппарата, управляющего актом вдоха-выдоха, и сердечно-сосудистой системы наполняет весь организм свежим кислородом.

Наиболее эффективные дыхательные комплексы одновременно и самые понятные и простые. Даже незамысловатые техники дыхания для начинающих способны кардинально изменить состояние организма человека и его эмоциональные реакции.

Правильно дышите, красиво говорите и будьте здоровы!

Просмотров: 521
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Вдох-выдох»
  • Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Клещевникова Татьяна Борисовна. Мастер-класс «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»
  • Абраменкова И.В. Зинина И. С.. Проектная деятельность в младшей группе «Правильное дыхание – путь к здоровью!»
  • Деш Оксана Владимировна. «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Овечкина Наталья Геннадьевна. Развитие речевого дыхания у дошкольников
  • Левченко Ольга Сергеевна. Буклет 'Развитие речевого дыхания'
  • Воронина Лариса Павловна. Развитие речевого дыхания у дошкольников
  • Гурбанова Маргарита Витальевна. Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста»
  • Тихонова Ирина Николаевна. «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Саклакова Л.В., Коченова Г.В.. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК СРЕДСТВО ПОСТАНОВКИ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
  • Грищенко Марина Владимировна. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
  • Коржова Анна Викторовна. Буклет Веселый английский (дыхание)
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологический подход к детям 'Одно дыхание'
  • Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
  • Сороко Ольга Владимировна. Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников
  • Мысягина Наталья Васильевна. Проект «Речевое дыхание-основа правильной речи»
  • Андреева Т.А. Скрыдлова Л.В.. Развитие дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
  • Тарасова Ирина Николаевна. Важность носового дыхания
  • Инна Юрьевна Токарева. Комплексы дыхательной гимнастики для восстановления носового и дифференциации ротового и носового дыхания
  • Любезных Галина Ивановна. ПРОЕКТ во второй младшей группе: «АЗБУКА ДЫХАНИЯ»
  • Рядовая Н.И. Велавас А.В.. «Лечебные игры» «Профилактические игры органов дыхания» средняя группа
  • Климова Ирина Владимировна. Комплексы упражнений в работе над формированием правильного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса, укрепление мимических и артикуляционных мышц
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Бондарева Ирина Валентиновна, Комаренко Ольга Петровна. Использование природного материала в работе с детьми дошкольного возраста «Умелые руки не знают скуки»
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Бойцова Наталья Николаевна. Детский исследовательский проект «Чтобы руки не замерзли»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь