Предлагаю некоторые упражнения, которые помогут в работе над формированием правильного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса, укреплении мимических и артикуляционных мышц.
Комплекс №1
Релаксационные упражнения для мимических
и артикуляционных мышц.
Упражнение №1. Слегка откинуть голову назад, напрячь мышцы шеи на 5-10 сек., уро-
нить расслаблено голову вперёд.
Упражнение №2. Наморщить лоб, подняв брови на 5-10 сек.
Упражнение №3. Сильно нахмуриться на 5-10 сек.
Упражнение №4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек.
Упражнение №5. На 5-10 сек. сжать зубы.
Упражнение №6. «Заборчик» — широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек.
Упражнение №7. Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек.
Упражнение №8. Прижать язык к передним зубам на 10 сек.
Упражнение №9. Оттянуть язык назад на 10 сек.
Упражнение №10. Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На следующем зевке
закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.
Упражнение №11. «Часики» — язык вперёд-назад, в стороны.
Упражнение №12. «Твердый орешек» — упираемся языком в щечки.
Упражнение №13. «Лошадка» — пощёлкаем языком.
Упражнение №14. «Наказать непослушный язычок» — покусываем широкий язык.
Упражнение №15. «Колокольчик» — постучать языком по верхним альвеолам — ля-ля-ля.
Упражнение №16. «Молоточек» — постучать языком по верхним альвеолам — дддддд.
Упражнение №1 7. «Трубочка» — произносим — У, «улыбка» — произносим И.
Упражнение №18. Раскроем несколько раз широко рот.
Комплекс №2
Упражнения формирования диафрагмального выдоха
(упражнения длятся в среднем 2-3 минуты)
Упражнение №1. «Задуй свечку» — ребёнок держит полоску бумаги на расстоянии около
10 см. от губ. Плавно подуть на свечку так, чтобы пламя свечи
отклонилось.
Упражнение №2. «Лопнула шина» — ребёнок разводит руки перед собой, изображая круг
«шину». На выдохе произнося медленно звук «Ш-ш-ш». Руки скрещива-
ются так, что правая рука ложится на левое плечо и наоборот.
Упражнение №3. «Накачать шину» — ребёнок «сжимает» перед грудью руки в кулаки,
медленный наклон вперёд сопровождается выдохом на звук «с-с-с».
Упражнение №4. «Жук жужжит» — руки поднять в стороны и немного отвести назад,
словно крылья. Выдыхая, ребенок произносит «ж-ж-ж», опуская руки
вниз.
Упражнение №5. «Ворона» — руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки
и, приседая, произносится протяжно «к-а-а-р».
Упражнение №6. «Гуси» — руки на поясе. Медленно наклонить туловище вперёд, не опус-
кая голову вниз протяжно произнести «г-а-а-а».
Упражнение №7. Вдох под медленный счёт. (Вдох на счёт 1-2-3; выдох: 4-5-6-7 до 15).
Упражнение №8. Произвести на выдохе щелевые звуки (с, ш, ф и др.), контролируя дли-
тельность выдоха секундомером.
Упражнение №9. «Футболисты» — сдувать ватный мячик, пытаясь «забить гол».
Расстояние до мячика увеличивать.
Упражнение №10. «Моряки» — дуть на лодочку, сделанную из пенопласта.
Упражнение №11. Пускать мыльные пузыри.
Упражнение №12. «Собака» — имитировать дыхание собаки, которой «жарко».
Открыв рот и высунув вперёд язык, быстрыми движениями делаем
вдохи и выдохи небольшими порциями воздуха. Одной рукой контро-
лируем движение мышц брюшного пресса.
Упражнение №13. «Хомячок» — делаем быстрые вдохи и выдохи через нос, и при этом
оскаливаем зубы.
Упражнение №14. «Болтушка» — подвигать языком по небу.
Упражнение №15. Гимнастика для нижней челюсти: опускание и поднимание, движение
вправо-влево.
Упражнение №16. «Остуди горячий чай» — после максимального выдоха делаем вдох и
дуем на воображаемое блюдце с горячим чаем. Щёки не надуваем.
Упражнение №17. «Форсированный выдох» — вдохнув носом, сделать быстрый, резкий
выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»). Повторить
7-10 раз.
Упражнение №18. «Тёплый выдох» — сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, мед-
ленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, про-
должить выдох. Проделать 5-6 раз подряд, непрерывно ощущая на
руках тепло выдыхаемого воздуха.
Упражнение №19. «Свисток» — вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить ти-
хий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы
не напрягать, экономно выдыхать.
Комплекс №3
Упражнения для работы над голосом.
Упражнение №1. Произнесение звуков А, М (вдох через нос, на выдохе произносятся дан-
ные звуки.
Упражнение №2. На одном дыхании вывести сочетания звука М с тремя гласными
А, 0, У и И, Э, Ы. Стараться все звуки произносить на одной высоте,
нараспев.
Упражнение №3. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с
тремя любыми гласными, затем новый вдох — и новое сочетание.
Последовательность упражнения:
- Вдох носом;
- На одном выдохе — МА, МО, МУ;
- Вдох носом;
- На одном выдохе — МИ, МЭ, МЫ.
Упражнение №4. На одной высоте надо произнести сочетание звука Н с тремя любыми
гласными, а затем новый вдох — и новое сочетание. Последовательность
упражнения та же, что и в упражнении №3.
Упражнение №5. Произнести на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖ
33333333333 — НЬНЬНЫ-[ЬНЪ (звук Ж — ближе грудному звучанию,
З — середине, НЬ — верхнему).
Упражнение №6. На звук У воспроизводится гудок трёх теплоходов: большого, среднего
и маленького. Последовательность гудков безразлична. Должны быть
три различные высоты голоса.
Упражнение №7. Собака убежала, её надо позвать домой. Звать будем три раза: один раз
с далёкого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет
около ребёнка. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром тем-
пе, кроме последнего (собака около ребёнка). Меняется высота звука.
Последовательность упражнения:
- Произнести слово «Бобик» 10 раз на одном дыхании (собака далеко)
- Остановка.
- Произнести слово «Бобик» 10 раз (собака подошла ближе).
- Остановка.
- Повторить кличку собаки несколько раз, но уже медленно.
Упражнение №8. Счёт до десяти на одном дыхании в трёх различных высотах;
после каждого счёта до 10 нужно сделать остановку, чтобы взять дыха-
ние и услышать следующую высоту.
Упражнение №9. На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово
«хорошо». Произношение должно быть спокойное, медленное по слогам
«хо-ро-шо». Потом на выдохе произнести фразу в два-три слова: «Очень
хорошо», «Очень хорошо пахнет».
Упражнение №10. На вдох понюхать яблоко, апельсин, мандарин и т.д., затем ребёнок
должен сам придумать фразу и произнести её на выдохе. Например:
«Очень душистое яблоко»
Упражнение №11. «Баюкаем куклу» — тянем А — а-а-а-а-а. Произносится тихо и громко.
Упражнение №12. «Болят зубы» — тянем О — о-о-о-о-о. Звук произносится тихо, громко.
Упражнение №13. После вдоха на плавном выдохе поочерёдно тянуть гласные «а, о, у,
э, ы, и» — аааааааооооооуууууэээээыыыыииии.
Упражнение №14. После вдоха на плавном выдохе тянуть по две гласных — ааааааоооооо,
ааааааууууууу, и т.д. По три — аааоооууу в разных сочетаниях.
Упражнение №15. На одном плавном выдохе тянуть по два гласных по два раза
аааоооаааооо, уууааауууааа и т.д.
Упражнение №16. «Корова мычит» — подражание мычанию коровы — МММУУУУ
различной силой голоса.
|