Музыкотерапия- метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Музыкой можно изменить развитие; ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие ребенка. Музыкотерапия в детском саду является прекрасной возможностью активизировать ребенка. Благодаря этому он начинает преодолевать имеющиеся в его сознании неблагоприятные установки, налаживает отношения с окружающими людьми, что улучшает его эмоциональное состояние. Помимо этого, музыкотерапия для детей дошкольного возраста необходима и для коррекции различных эмоциональных отклонений, речевых и двигательных расстройств.
Помогает данная методика исправить отклонения в поведении, устранить коммуникативные затруднения, а также излечить разнообразные психосоматические и соматические патологии. Помогает музыкотерапия и в развитии ребенка. Она создает оптимальные условия для воспитания у маленького человека вкуса и эстетических чувств, помогает ему раскрыть новые способности. Использование музыкотерапии для детей раннего возраста способствует становлению их норм поведения и характера, а также обогащает яркими переживаниями внутренний мир маленького человека. Одновременно с этим прослушивание песен и мелодий позволяет решить задачу формирования нравственных качеств личности, эстетического отношения малыша к окружающему миру. Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, так же на занятиях по ПДД в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.
Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями, «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.
Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.
Если воспитатель имеет определенный навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.
Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью я использую танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.
Я работаю в подготовительной группе и на занятиях по ПДД использую музыкотерапию.
ПДД в детском саду – это довольно большой комплекс знаний, который воспитатели стараются донести до детей, ведь от этого зависит их безопасность на дороге.
Подход к организации НОД с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
Формирование чётких представлений о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
«Путешествие в страну дорожных знаков»
Программное содержание.
- В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках.
- Углубить знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
Прослушиваем песню «Изучаем знаки мы дорожные», что способствуют развитию внимания, воображения, коммуникативных навыков. Музыка помогает ребенку развиваться гармонично, обогащая его внутренний мир.
В игре «Светофор» я использовала музыкальные инструменты.
Светофор показывает три цветных круга: красный, желтый, зеленый. Дети выполняют определенные движения.
На красный свет все стоим и стучим бубен, желтый свет играем на ложках, а когда зеленый свет шагаем и играем на барабане.
Использую музыкотерапию на физкультминутках. Это способствует взбодриться во время занятия, и продолжить плодотворно заниматься и усваивать новую информацию.
В конце занятия так же можно прослушать спокойную мелодию. Закрепить знания пройденные на занятиях.
Таким образом, при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции поведение ребенка, помочь детям обрести силы, развивать устойчивость внимания, почувствовать себя успешным.
На занятиях использую музыку как важный фактор психоэмоционального воздействия на детей. Что настроение и эмоциональное состояние можно синхронизировать с музыкой.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка-должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Для расслабления и снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей и музыки, наполненный звуками природы.
|