Федотова Светлана Юрьевна, воспитатель МБДОУ №104 города Томска.
На дороге целый день сильное движение, Не остановить поток даже на мгновение. Чтобы не случилось опасных столкновений, Существуют — Правила Дорожного движения.
В наше время современная жизнь наполнена движением и темпом, поэтому улица всегда «полна неожиданностей». Дети активны, они любознательны и любопытны, им трудно устоять на месте. Однако на улице, прежде всего детям нужно быть очень осторожными, чтобы не стать жертвами дорожно-транспортных происшествий. А как это сделать? Быть внимательными и осторожными на улицах города детей должны научить родители и педагоги дошкольного образования. В каждом детском саду разработана программа, по которой учат детей правилам дорожного движения. Первые азы – в младшей группе, а дошкольники — будущие первоклассники уже должны знать назубок дорожные знаки для пешеходов и основные правила правильного поведения на улице. В картотеке дошкольного учреждения есть методические памятки для воспитателей и памятки для родителей дошколят, конспекты занятий, чтобы малыши выучили правила безопасности на улице, дорожных знаков, тематических прогулок и праздников, главной темой которых являются правила дорожного движения и поведение детей на городских улицах. Это могут быть спортивные, музыкальные, театрализованные мероприятия, с приглашением гостей из полиции и ГИБДД, сказочных персонажей, с помощью которых ребята узнают правила дорожного движения.
Так же существуют определенные мероприятия по обучению ПДД у дошкольников, все мероприятия, на которых дети изучают правила дорожного движения, имеют цель: научить ребенка быть внимательным, осторожным на городских улицах, а также использовать знания, полученные в детском саду. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – вот задача, стоящая перед педагогами.
Как можно добиться поставленной цели?
- Уголки безопасности, в оформлении которых принимают участие дети и воспитатели. Уголок содержит много полезной информации о безопасности поведения на улице, правилах дорожного движения, иллюстраций, памяток и рекомендаций для родителей.
- Тематические игры с детьми. Играя, ребенок узнает много интересного и полезного, а потом знания применяет в жизни. Важно, чтобы родители поддерживали ребенка, когда он делится своими впечатлениями от игры.
- Настольные игры с дидактическим материалом. Это могут быть игры по правилам дорожного движения, которые изготовлены воспитателем вместе с воспитанниками. Настольная игра позволяет ребенку увидеть ситуацию целиком, поразмышлять над принятием правильного решения. Наконец, когда задействованы руки ребенка, активнее работает мозг, тренируется память. Поэтому на таких уроках лучше усваивается материал.
- Спектакли на заданную тему. Когда ребенок смотрит сказку, в которой его любимые сказочные персонажи решают сложные задачи, например, по правилам дорожного движения, он ярче воспринимает учебный материал, он сам начинает жить происходящим.
- Познавательные прогулки. Эта прогулка полезна тем, что дети на улице могут применить полученные знания: грамотно переходить по пешеходному переходу через улицу, объяснить значение дорожного знака, ориентироваться по светофору и пр.
- Викторины, конкурсы, загадки. Эти творческие мероприятия позволяют ребенку проявить творчество и фантазию и в то же время закрепить материал, полученный на занятиях.
- Игра с модулями. Дошкольники любят играть с объемными предметами. Хорошо, если в группе есть игровые модули: светофор с переключающимися сигналами, машинки, кресло водителя с рулем, пешеходных переход, «настоящие» дорожные знаки, которые можно поставить на «дороге». Когда ребенок проигрывает ситуацию, он лучше ее воспринимает. После поставленной цели, педагогу важно определить тему занятия по ПДД, для того, чтобы ребенок лучше запомнил и заинтересовался, это могут быть различные занятия, уроки, спектакли, которые могут проводиться по следующим темам:
- Светофор и его сигналы.
- Пешеход и улица.
- Вежливый водитель.
- Зачем нужны правила дорожного движения.
- Светофор – помощник пешехода.
- Какие знаки должен знать пешеход.
- Что такое разрешающие знаки.
- Что такое запрещающие знаки.
- Какие знаки предупреждают об опасности.
- Опасные зимние горки.
- Что нельзя делать на улице.
С помощью занятий, ребенок должен уяснить, что на улице нужно быть предельно внимательным, не баловаться, аккуратно переходить улицу, не играть и не кататься с горок у дороги, уметь ориентироваться на улице, применяя знания о дорожных знаках. Ребенок должен не только запомнить правила дорожного движения, но и ответить на заданный вопрос четко и обстоятельно. Однако педагоги и родители должны понимать, что усвоение материала идет постепенно, поэтому перегружать детский мозг большим количеством информации не стоит. Так, если проводится занятие о светофоре, не нужно путать детей дополнительной информацией о, к примеру, знаках дорожного движения. Или если речь идет о «зебре», не надо «мешать» дорожные знаки, которые к этой теме не имеют никакого отношения. Все должно запоминаться постепенно и играючи. Ведь если информация не интересна малышу, его память отторгнет ее.
Так с какого возраста начинать учить детей правилам дорожного движения? У малышей-трехлеток, когда они изучают геометрические фигуры и цвета, уже формируется основа для будущих знаний правил дорожного движения. Четырехлетки хорошо знают, что такое пешеходный переход и светофор. Могут показать, где останавливается автобус. Пятилетние дошкольники уже ориентируются в знаках дорожного движения, которые должен знать грамотный пешеход. Тогда и закладывается база правильного поведения на улице.
Для лучшего запоминания и изучения всего вышесказанного, мною была создана памятка для детей по ПДД, которую можно рассказывать детям каждый день перед выходом на прогулку.
Каждый пешеход должен знать, что:
- Проезжую часть нельзя переходить бегом.
- По тротуару идут по правой стороне.
- Перед тем как переходить дорогу, нужно посмотреть сначала налево, достигнув середины дороги – направо.
- Если у дороги светофор, нужно переходить по его сигналу. Разрешает переход зеленый сигнал.
- Улица – не место для игры.
- В общественный транспорт можно входить (и выходить из него) тогда, когда он остановился у остановки.
- Нельзя высовывать голову и руки из окон автобуса, автомобиля, автобуса и троллейбуса. Это опасно!
- В общественном транспорте нужно крепко держаться за поручень. Если не держаться – можно упасть.
- Кататься на улице вблизи дороги нельзя. Это смертельно опасно!
- Автобус нужно сзади обходить. Так следующий за ним транспорт будет виден.
- Выбегать на дорогу перед транспортом нельзя – это опасно.
- Без родителей на улицу не выходить.
Таким образом, деля вывод можно смело сказать, что правила дорожного движения и правила поведения на улице дети должны усвоить еще в дошкольном возрасте. Ведь после детского сада начнется школьный период, а значит, ребята уже будут самостоятельно добираться на уроки. Если ребенок не будет хорошо знать ПДД, он растеряется на улице и невольно станет участников дорожно-транспортного происшествия. Нет ничего дороже здоровья и человеческой жизни, поэтому профилактике детского дорожного травматизма должно отводиться в работе с дошкольниками как можно больше времени.
|