Немаловажную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники. Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник в раннем возрасте способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Учитывая возрастные особенности своих воспитанников, для овладения разными умениями нетрадиционного рисования использую особенные техники, приемы и виды рисования.
- Техника «рисование руками» (ладошкой, кулачком, пальчиками).
- Техника «тампонирование» — оттиски печатями скомканной бумагой или поролоном.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по бумаге. После нескольких игр-тренировок на листе возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения дорисовываю с детьми каждое изображение (обмакнув пальчик в краску, рисуем глазки, носик, ротик, хвостик, при этом использую отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии).
При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают рисунок самостоятельно, показывая своим примером принцип изображения.
Пальчиковая живопись и рисование ладошкой помогают ребенку почувствовать свободу творчества, дают ощущение взаимодействия с изобразительным материалом без кисточки, поскольку большую часть внимания и энергии ребенка (особенно на раннем этапе развития изобразительного творчества) занимает процесс овладения инструментом.
Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия использую тампон из поролона или из скомканной бумаги. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта. Эта техника обеспечивает максимальную успешность при создании творческой работы вне зависимости от изобразительных умений ребенка.
Для рисования скомканной бумагой лучше использовать глянцевую тонкую бумагу, поскольку она хорошо сминается в плотные комочки, образует острые края, медленно размокает в краске. В зависимости от цели рисования бумагу можно сжать в маленькие или большой комок, при этом регулируя густоту складок. Важно учесть, что для каждого цвета, используемого в рисунке, необходим отдельный комочек бумаги, поэтому следует приготовить достаточное их количество.
Обучение рисованию нетрадиционными способами детей раннего возраста позволило раскрыть в детях творческий потенциал, повысить интерес к художественной деятельности, развить психические процессы. Рисуя, дети чувствуют себя раскованнее, смелее, непосредственнее.
|