(выполнила: учитель-логопед Паншина Т.С. МБДОУ «ЦРР детский сад № 52»)
I. Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При детском церебральном параличе имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. Причины этих нарушений могут быть разные:
- Асфиксия;
- Родовая травма;
- Недоношенность;
- Гемолитическая болезнь;
- Инфекционные заболевания;
- Черепно-мозговые травмы;
- Нарушения мозгового кровообращения;
- Опухоли головного мозга.
Впервые подробно подобными нарушениями занялся в 1830-х выдающийся британский хирург Джон Литтл, когда читал лекции по родовым травмам. В 1861 году в докладе, представленном на заседании Акушерского общества Лондона, Литтл заявил что асфиксия, вызванная патологией при родах, приводит к повреждению нервной системы (он имел в виду повреждение спинного мозга) и развитию спастичности и плегии в ногах. Поэтому в течение длительного времени одна из форм спастического детского церебрального паралича — спастическая диплегия называлась болезнью Литтла.
I. Диагностика
У детей с ДЦП резко затормаживается общее развитие двигательных функций, нарушены движения конечностей и всех частей тела в результате спазмов мускулатуры (параличей), наблюдаются гиперкинезы (непроизвольные беспорядочные движения конечностей). Степень двигательных нарушений у детей различна в зависимости от локализации и тяжести поражения мозга. Некоторые испытывают полную зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности.
Речевая недостаточность у детей с ДЦП может варьироваться от полного отсутствия речи (анартрия) до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Для детей с ДЦП характерно снижение слуха, особенно на высокочастотные тона. Поэтому ряд звуков ими не воспринимается. В собственной речи они их пропускают или заменяют другими звуками. У большинства наблюдается ретинопатия недоношенных.
Интеллектуальное развитие детей с ДЦП различно. Степень умственной отсталости колеблется от лёгкой до глубокой. У детей наблюдается задержка формирования психических функций и быстрая истощаемость всех психических процессов: они пассивны, нерешительны, пугливы, у некоторых отмечается склонность к упрямству, быстрой смене впечатлений, болезненно реагируют на повышение голоса говорящего, настроение окружающих. Сон у большинства не крепкий, часто просыпаются, плачут. Нарушения бывают и в работе внутренних органов, которые проявляются в расстройствах аппетита, рвоте, энурезах.
Выраженность двигательного нарушения у ребенка не соотносится с выраженностью отклонений в его умственном развитии. Исследования показали, что ДЦП – заболевание, имеющее не прогрессирующий тип течения.
III. Описание работы воспитателя
Зная и учитывая основные проявления заболевания, воспитатель грамотно организует работу, создавая условия интеграции ребенка с ДЦП в среду здоровых сверстников, и обеспечивая взаимодействие медицинской и педагогической помощи. Родители вместе с педагогами и врачами составляют единый поэтапный план воздействия на ребенка. Главные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП:
- Раннее начало специальной коррекционно-педагогической работы.
- Поэтапное развитие всех психических функций.
- Использование кинестетической стимуляции в развитии функций: моторных, речевых, сенсорных.
- Творческое применение общедидактических принципов
- индивидуального подхода
- систематичности
- последовательности
- наглядности
- активности.
- Организация занятий в ведущей деятельности ребенка (игре)
- Формирование и развитие двигательных навыков, точной ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.
- Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие с включением родителей.
Коррекционно-развивающие занятия с ребенком воспитатель проводит в игровой деятельности. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков. В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Воспитатель должен накапливать словарь ребенка, читать, показывать, называть картинки. Ребенку необходимо учиться слушать, смотреть, проговаривать, повторять простейшие движения по музыку.
Огромное значение имеет ранняя логопедическая работа. Эффективность физиотерапевтического и логопедического воздействия возрастает за счёт медикаментозного лечения. Вместе с тем должна проводиться коррекционная работа, направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт: упрямство, раздражительность, неуверенность, боязливость. Необходимо формировать познавательную деятельность, т.к. у многих детей с ДЦП имеются потенциально сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм.
Этот совместный труд многих специалистов, на наш взгляд, профессиональный подход к проблеме обучения, развития и социализации детей с ДЦП.
|