Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»

«Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»

(выполнила: учитель-логопед Паншина Т.С. МБДОУ «ЦРР детский сад № 52»)

I. Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При детском церебральном параличе имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. Причины этих нарушений могут быть разные:

  • Асфиксия;
  • Родовая травма;
  • Недоношенность;
  • Гемолитическая болезнь;
  • Инфекционные заболевания;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Нарушения мозгового кровообращения;
  • Опухоли головного мозга.

Впервые подробно подобными нарушениями занялся в 1830-х выдающийся британский хирург Джон Литтл, когда читал лекции по родовым травмам. В 1861 году в докладе, представленном на заседании Акушерского общества Лондона, Литтл заявил что асфиксия, вызванная патологией при родах, приводит к повреждению нервной системы (он имел в виду повреждение спинного мозга) и развитию спастичности и плегии в ногах. Поэтому в течение длительного времени одна из форм спастического детского церебрального паралича — спастическая диплегия называлась болезнью Литтла.

 

I. Диагностика

У детей с ДЦП резко затормаживается общее развитие двигательных функций, нарушены движения конечностей и всех частей тела в результате спазмов мускулатуры (параличей), наблюдаются гиперкинезы (непроизвольные беспорядочные движения конечностей). Степень двигательных нарушений у детей различна в зависимости от локализации и тяжести поражения мозга. Некоторые испытывают полную зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности.

Речевая недостаточность у детей с ДЦП может варьироваться от полного отсутствия речи (анартрия) до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Для детей с ДЦП характерно снижение слуха, особенно на высокочастотные тона. Поэтому ряд звуков ими не воспринимается. В собственной речи они их пропускают или заменяют другими звуками. У большинства наблюдается ретинопатия недоношенных.

Интеллектуальное развитие детей с ДЦП различно. Степень умственной отсталости колеблется от лёгкой до глубокой. У детей наблюдается задержка формирования психических функций и быстрая истощаемость всех психических процессов: они пассивны, нерешительны, пугливы, у некоторых отмечается склонность к упрямству, быстрой смене впечатлений, болезненно реагируют на повышение голоса говорящего, настроение окружающих. Сон у большинства не крепкий, часто просыпаются, плачут. Нарушения бывают и в работе внутренних органов, которые проявляются в расстройствах аппетита, рвоте, энурезах.

Выраженность двигательного нарушения у ребенка не соотносится с выраженностью отклонений в его умственном развитии. Исследования показали, что ДЦП – заболевание, имеющее не прогрессирующий тип течения.

III. Описание работы воспитателя

Зная и учитывая основные проявления заболевания, воспитатель грамотно организует работу, создавая условия интеграции ребенка с ДЦП в среду здоровых сверстников, и обеспечивая взаимодействие медицинской и педагогической помощи. Родители вместе с педагогами и врачами составляют единый поэтапный план воздействия на ребенка. Главные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП:

  • Раннее начало специальной коррекционно-педагогической работы.
  • Поэтапное развитие всех психических функций.
  • Использование кинестетической стимуляции в развитии функций: моторных, речевых, сенсорных.
  • Творческое применение общедидактических принципов
  • индивидуального подхода
  • систематичности
  • последовательности
  • наглядности

- активности.

  • Организация занятий в ведущей деятельности ребенка (игре)
  • Формирование и развитие двигательных навыков, точной ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.
  • Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие с включением родителей.

Коррекционно-развивающие занятия с ребенком воспитатель проводит в игровой деятельности. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков. В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Воспитатель должен накапливать словарь ребенка, читать, показывать, называть картинки. Ребенку необходимо учиться слушать, смотреть, проговаривать, повторять простейшие движения по музыку.

Огромное значение имеет ранняя логопедическая работа. Эффективность физиотерапевтического и логопедического воздействия возрастает за счёт медикаментозного лечения. Вместе с тем должна проводиться коррекционная работа, направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт: упрямство, раздражительность, неуверенность, боязливость. Необходимо формировать познавательную деятельность, т.к. у многих детей с ДЦП имеются потенциально сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм.

Этот совместный труд многих специалистов, на наш взгляд, профессиональный подход к проблеме обучения, развития и социализации детей с ДЦП.

Просмотров: 613
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Леонова Ирина Сергеевна. «Использование нейропсихологического подхода при развитии высших психических функций у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в рамках познавательного проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Мар
  • Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна. Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Кондратьева Галина Михайловна. Дидактический и речевой материал по развитию неречевых и речевых психических функций у детей 3-4 лет по лексической теме «Человек. Части тела»
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Виноградова Елена Юрьевна. Применение круговой тренировки в процессе совершенствования двигательных навыков детей старшего дошкольного возраста.
  • Шибалова Л. В. Рожкова Е. В.. Использование специального оборудования, направленного на компенсацию зрительных и двигательных нарушений у детей старшего возраста с нарушениями зрения.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста посредством использования степ - платформ
  • Мастяева Елена Викторовна. КОНСПЕКТ НОД ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Смирнова Юлия Александровна. Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Куприкова Марина Владимировна. Развитие коммуникативных навыков ребенка посредством театрализованной деятельности
  • Арбузова Виолетта Генриховна. «Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи»
  • Крылова Екатерина Александровна. Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи методом криоконтраста
  • Русина Ася Сергеевна. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»
  • Коновалова Ирина. Картотека 'Игры на развитие двигательных способностей'
  • Прокофьева Виктория. Влияние двигательных упражнений на развитие зрения
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Дмитриева Светлана Николаевна. Педагогический практико-ориентированный проект «Слышу, понимаю, развиваюсь»: формирование двигательных навыков старших дошкольников 6-7 лет с минимальными нарушениями слуха на занятиях по физической культуре через игровые уп
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
  • Молкаева Елена Николаевна. Презентация «Развитие двигательных способностей посредством игровых упражнений и игр»
  • Курочкина Галина Валентиновна. Формирование и развитие психических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Римская Т.Н., Шнитко Е.В.. Мастер – класс «Психомоторное развитие дошкольников с учетом функциональной асимметрии мозга»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Струкель Татьяна Федоровна. ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь