Педагогический практико-ориентированный проект «Слышу, понимаю, развиваюсь»: формирование двигательных навыков старших дошкольников 6-7 лет с минимальными нарушениями слуха на занятиях по физической культуре через игровые упражнения скоростно-силовой направленности, игровые эстафеты и подвижные игры.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37» муниципального образования города Братска
Тезисы педагогического практико-ориентированного проекта
Формирование двигательных навыков старших дошкольников 6-7 лет с минимальными нарушениями слуха на занятиях по физической культуре через игровые упражнения скоростно-силовой направленности, игровые эстафеты и подвижные игры
( «Слышу, понимаю, развиваюсь»)
Скачать презентацию
Скачать проект
Тема: Здоровая и безопасная среда
Дмитриева С.Н., инструктор физической культуры
Актуальность темы проекта «Слышу, понимаю, развиваюсь» заключается в том, ч то закон РФ «Об образовании» выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности. Общество подошло к пониманию необходимости интеграции особенных детей в социальную среду, адаптации их к условиям современной жизни. В группах дошкольных учреждений прослеживается тенденция к увеличению числа детей с комбинированными речевыми нарушениями, сочетающимися с минимальной слуховой дисфункцией. Минимальное нарушение слуха – это пограничное с нормой, временное или стойкое незначительное снижение остроты слуха на 15-25дБ. Поражение слуха сказывается на развитии речи, что в свою очередь задерживает формирование познавательных процессов. Для таких детей характерны проявления дизонтогенеза и ретардации, как в биологическом, так и в психофизическом развитии. Ограниченный поток внешней информации из-за поражения слуха искажает восприятие ее смысла, затрудняет общение, осложняет условия психомоторного развития, вызывает негативные эмоции и стрессовые переживания. Эти нарушения отражаются на особенностях поведения – нежелание вступать в контакт, замкнутость. Нарушения в слуховой функции также часто сопровождается поражением вестибулярного аппарата, что негативно отражается на двигательной сфере ребенка: нарушение статического и динамического равновесия, точности движений, пространственной ориентировки, способности усваивать заданный ритм движений. Всё это приводит к необходимости применения особых методов обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, основанных на использовании всей системы сохранных анализаторов и направленных на коррекцию последствий нарушенного психофизического развития.
Физическая культура является как раз таким предметом, который помогает сфокусироваться на развитии двигательных качеств, умений и навыков дошкольников с минимальными нарушениями слуха, а, следовательно, на решении коррекционных задач. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе со старшими дошкольниками 6-7 лет с минимальными нарушениями слуха. Одним из направлений в такой коррекционно-педагогической работе является разработка практико-ориентированного проекта «Слышу, понимаю, развиваюсь», направленного на использование средств физической культуры для обучения двигательным навыкам.
Целью и результатом данного опыта проектной деятельности является разработка и экспериментальная апробация системы коррекционно-педагогической работы по формированию двигательных навыков у старших дошкольников 6-7 лет с минимальными нарушениями слуха на занятиях по физической культуре в коллективе детей с нормой слуха через игровые упражнения скоростно-силовой направленности, игровые эстафеты и подвижные игры.
Основной этап проекта «Слышу, понимаю, развиваюсь» реализовывался через несколько направлений. Первое направление – установление эмоционального контакта с детьми, начальное разучивание движения. Вторым направлением коррекционной работы в реализации основного этапа проекта было формирование двигательных навыков в специально организованной деятельности, углубленное разучивание движений. В третье направление реализации основного этапа проекта входило закрепление и совершенствование двигательных навыков через игровые упражнения скоростно-силовой направленности, подвижные игры и эстафеты путем проведения спортивных развлечений и праздников. Для достижения поставленных задач я учитывала основные коррекционно-педагогические принципы: дифференциации и индивидуализации, компенсаторной направленности педагогических воздействий, учета возрастных особенностей и приоритетной роли микросоциума, которые проводились дополнительно основного расписания со всей группой детей. В основу планирования были заложены задачи по формированию двигательных навыков у старших дошкольников 6-7 лет с минимальными нарушениями слуха, а также тематическое планирование ДОУ. Работа над реализацией проекта проходила в тесном сотрудничестве с воспитателями, специалистами ДОУ и родителями.
Данная система коррекционно-педагогической работы по формированию двигательных навыков старших дошкольников 6-7 лет с минимальными нарушениями слуха на занятиях по физкультуре, может быть учтена и использована в работе воспитателями, сурдопедагогами, инструкторами физической культуры, специалистами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, как дошкольных образовательных организаций, так и образовательных и коррекционных школ.
|