Педагог – психолог Костина Е.Г.
Поступление ребенка в школу радостное и в то же время вызывающее тревогу родителей событие. Появляется много вопросов — в основном беспокойство о том, как ребенок сумеет принять новые правила поведения, требования со стороны учителя, сумеет ли освоить образовательную программу, какие взаимоотношения сложатся с одноклассниками. В это время ребенок переживает состояние повышенного психического напряжения. Это состояние называют адаптацией ребенка к школе.
Механизм адаптации ребенка к новому учреждению– довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Основными измерениями адаптационного процесса являются физиологические и эмоциональные характеристики.
Физиологические характеристики прежде всего, изменение характера сна, динамика изменения массы тела, особенности аппетита, присутствие частых головных болей, пассивность, замедленный темп действий, состояние артериального давления, снижение работоспособности и психомоторной системы, заболеваемость и т.д. Такой ребенок не может понять задание, осмыслить его целиком и работать обдуманно. Возникают трудности с повышенной отвлекаемостью и неорганизованностью на уроке, ошибки при письме – недописание букв, слогов, случайные замены и пропуски букв, неустойчивый почерк, нарушение деятельности.
К эмоциональным признакам относятся особенности изменения настроения, присутствие страхов, тревоги, эмоциональное отношение к школе. В случаях, когда потребности ребенка не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее. Объединяющим началом страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем, совершает много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным. Такие симптомы говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма. Когда условия меняются внезапно, это чаще всего воспринимается как потеря. Неожиданно лишившись стабильности, ребенок сталкивается с необходимостью переориентироваться. Это, безусловно, нагрузка. Неудивительно, что многие становятся неуверенными и тревожными.
Выраженность и длительность процесса адаптации зависят от состояния здоровья ребенка к началу систематического обучения. Поэтому заботливые родители начинают готовить ребенка к школьному обучению в дошкольном детстве. Готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
На этапе подготовки родителям необходимо избегать чрезмерных требований к ребенку, предоставлять ему право на ошибку, не думать за ребенка и не перегружать его заданиями. Очень важно не пропустить первые трудности и своевременно обратиться к узким специалистам (логопеду, психологу, физиологу, дефектологу, педиатру).
Родители помогут ребенку избежать некоторые трудности: если приучат его к стабильному режиму дня, сбалансированному питанию, прогулкам на воздухе; сформируют у ребенка умение общаться — вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, научат взаимодействовать и сотрудничать, управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Ребенок должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
Ежедневно занимаясь интеллектуальным развитием ребенка, вы позволите развивать такие познавательные процессы, как восприятие, память, внимание, что необходимо для подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения. Для этого во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимание ребенка на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат); выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках; используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение; развивайте связную речь. Учите пересказывать сказки, содержание мультфильмов, детских кинофильмов; составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
Творческая самореализация: танцы, рисование, ролевые игры, сочинение сказок, ведет к освобождению от запретов и жестких правил, к принятию всех сторон своей личности, даже самых неприятных. А это очень важно для ребенка. Такое отношение позволит детям жить не категориями «правильно – не правильно», «полезно – не полезно», «хорошо – плохо», а почувствовать, как он относится к тому или иному событию, что испытывает при этом, что ему нужно, в чем он нуждается сейчас. Вам как родителям важно еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной реализованности.
От того, как пройдет подготовительный к школе год, зависит многое в последующем обучении Вашего ребенка.
|