Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат нас, педагогов, совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми. Одна из основных задач педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника. Принципиально важно, чтобы педагогическая технология определяла позицию ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!».
Мой практический опыт работы с детьми с ОВЗ показывает, что связная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована. Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах, о признаках наступающей весны и т.п.) нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные. Отсутствие или слабость логичной связи дети компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов или использованием в начале предложений союза «и». Проблема развития правильной речевой деятельности детей с ОВЗ остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Как показывает моя практика развитие именно связной речи, вызывает у детей особую сложность. Ведь не секрет, что для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т.д. Что при наличии у них тяжелых речевых диагнозов на начальном этапе невозможно. Я давно использую в своей работе для развития речи приемы мнемотехники, это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Особенно эффективны мнемотаблицы при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.
Я работаю в логопедической группе, в которой 12 воспитанников. Детям нашей группы нравится деятельность, в которой они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать свое мнение. Значительная часть детей любознательны, им интересно получать новые знания, слушать разнообразные произведения. Наблюдая за игрой дошкольников, я выяснила, что вплоть до школы кубики остаются самой интересной игрушкой для детей. Это натолкнуло меня на мысль о возможности использования кубиков в коррекционной работе, в совместной и самостоятельной деятельности. Совсем недавно я обратила своё внимание на такую технологию, как «сторителлинг». «Сторителлинг» — это интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста. Он заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения связной речи, воображения, коммуникативных качеств детей. «Сторителлинг» – это искусство увлекательного рассказа. Свою работу в этом направлении я начала с изучения литературы и изготовления кубиков, но в отличии от оригинальных, я решила свои сделать в соответствии с нашими лексическими темами. 12 кубиков, 72 картинки погружают нас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала им сложно было придумать развитие событий, хотя была опора на кубики, я упрощала задачу, т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности, поэтому мы начали с составления историй по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий — воспитатель, и т. д. Таким образом, я могу направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Чем больше мы знакомились с этой технологией, тем больше она нас захватывала. Дети довольно быстро учатся. Уже после нескольких игр они могли составлять небольшие истории, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.
Чем больше мы применяли эту технологию, тем больше она нас захватывала. Сейчас дети могут придумывать истории в любом месте и в любое время. Могут сами выбрать главного героя, мы договариваемся, о чем будет история, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). Герой является движущей силой истории. Герою присущ свой характер. Герой не всегда должен вызывать симпатию, но он должен быть цельным, совершать поступки. В идеале — решать проблемы, получая в результате награду. Необходимо действие. Без него «сторителлинг» немыслим. Во время этого процесса проходит воспитание качеств личности – общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Очень помогает нам данная технология во всех видах деятельности. Например, к нам на продуктивные виды деятельности приходят разные герои, которым мы даем имена, наделяем чувствами, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, придумываем действия, которые он выполнит, а мы, тем самым, решая программные задачи.
Занятия по познавательному развитию часто превращаются в посещения «магазина волшебных предметов», различные путешествия, экскурсии, необычные выставки.
На прогулках ребята часто придумывают истории обо всём, что увидели, например, про лист клёна, берёзку, мяч, синицу и даже веник. Такие игры, как «Незаконченные предложения», «Ассоциации» помогают детям развивать память, речь, воображение.
Очень нравится нашим детям «Мешочек историй». Он стоит на полке, в свободное время ребенок может взять и поиграть с друзьями. Каждый из игроков достает, не глядя, один или несколько любых предметов, чтобы на их основе сочинить свою собственную историю или же групповую. Такой мешочек удобно брать с собой в походы, на прогулку. Можно подобрать игрушки или предметы в соответствии с какой-то темой, относящиеся к определённой категории, например, к теме "осень", или "новый год", или "море".
Для визуализации историй мы используем театрализованную деятельность, которая позволяет разнообразить «сторителлинг», дополнив его с помощью кукол, декораций или игрушек.
Технология «сторителлинг» способствовала обогащению активного словаря и развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти наших детей. Каждый ребенок научился рассказывать истории с позиции своего жизненного опыта, наделяя героев своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами. Сочиняя, дети «проживали» истории, приобретая способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Застенчивые дети раскрепощались, робкие становились смелыми, молчаливые – разговорчивыми. У детей повышалось настроение, потому что сочинять истории — это не только полезно, но еще и очень увлекательно!
|