Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Гришкова Вера Васильевна. Образовательная программа по математике и основам геометрии для дошкольников «Считалочка»



Гришкова Вера Васильевна. Образовательная программа по математике и основам геометрии для дошкольников «Считалочка»

Образовательная программа по математике и основам геометрии для дошкольников «Считалочка»МБОУ ДОД ДДТ им. А. Торцева Школа раннего развития детей «Лучик»
Автор: Гришкова Вера Васильевна,
заведующая отделом социально-педагогической направленности, высшей квалификационной категории г. Мурманск, 2012год
Пояснительная  записка.                   
Образовательная программа дополнительного образования дошкольников  «Считалочка» разработана на основе методических разработок, рекомендаций, пособий, развивающих и интеллектуальных игр следующих авторов: Л.Г.Петерсон, Н.П. Холина «Раз -  ступенька, два – ступенька», Я.Ф.Чекмарёв «Учимся считать», Г. Юдин «Заниматика», Н.В. Григорян «Математика, школьная программа вместе с родителями», серия «Школа для дошколят», Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка», А.З. Зак «Путешествие в сообразилию», Р.М. Хамидулина «Математика», Л.Н. Коротовских «Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста», М.В. Корепанова, С.А. Козлова «Моя математика», Б.П. Никитин  «Ступеньки творчества или развивающие игры»  и другие.  При составлении  программы учитывались интересы детей данного возраста, основные положения программ ФГОС начальной школы, социальный запрос, пожелание родителей. 

Скачать полный конспект

Форма реализации  программы – детские объединения школы раннего развития детей.
Программа носит вариативный характер.
Процесс обучения детей ориентирует на мотивацию к познанию и творчеству, к развитию воображения, внимания, памяти, расширяет кругозор и способствует самореализации ребенка в системе дополнительного образования детей, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу обучающихся.
Данная  программа  может быть успешно реализована при наличии необходимой  материально-технической базы, заинтересованного отношения к данной образовательной деятельности  как самого педагога, так и детей.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

Актуальность программы состоит в том, что дошкольное воспитание и образование детей является важным звеном общей системы образования.  Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет ребятам удовольствие получить результат тех или иных математических действий, у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения детей к обучению является дошкольный  возраст. Учебные умения и навыки детей развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким – либо видам мыслительной деятельности.
У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, усердие, сосредоточенность, самостоятельность, аккуратность, то есть происходит нравственное развитие.
Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения. Многократность отработки навыков и умений, повтор действий повышают качество усвоения образовательной программы.                               Дошкольники радуются и с большим желанием начинают заниматься, когда видят, как возрастают их силы и возможности. Какой восторг и чувство собственного достоинства испытывает ребенок, участвуя в математической олимпиаде для выпускников школы, как переживает чувство своей значимости, становясь не только участником, но и победителем. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения. Задача педагога – в доступной форме дать начальные знания основ математической науки, раскрыть интеллектуальные возможности ребенка.
Воспитательный эффект занятий во многом зависит от того, как отобран и организован учебный материал.
Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей  дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности дошкольника, уровень умений и навыков обучающихся,  а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.

Новизна программы заключается в организации процесса освоения  образовательного материала:
ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание дошкольников опосредованно акцентируется на важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности;
в конце каждой изученной темы проводится итоговая ролевая или деловая игра. Игровые упражнения помогают ребенку адаптироваться в учебном процессе. Обучающие игры – это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся, это средство расширения, углубления и закрепления знаний.
Таким образом, обучающиеся включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является вариативность внедрения в систему образования:                                         *как комплексная (входит в общий комплекс обучения, как неотъемлемая часть образовательной системы школы раннего развития детей),                                                *как интегрированная программа (взаимосвязана с другими учебными предметами: художественный труд, изо,  развитие речи, английский язык  и другие),                                                                                                                                               *как отдельная программа обучения дошкольников элементарным математическим представлениям, которые являются базой обучения другим предметам.                                                                                                                      А также имеет тесную взаимосвязь с техническим, экономическим, экологическим и другими направлениями воспитательного процесса.

Цель и задачи программы

Цель программы:  формирование  устойчивого интереса детей к  познавательной мыслительной  деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.

Задачи:
1. содействовать развитию наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка);
2. развивать внимание, память, расширять сенсорный опыт;
3. пробуждать интерес и любознательность к познанию, вводить                   в активную речь элементарные математические термины;
4. способствовать формированию умения  самостоятельно решать простейшие задачи в процессе  обучения (выбор  способа решения, планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания в решении других задач);
5. воспитывать трудолюбие, терпение, доброжелательные отношения со сверстниками во время  занятий.


Принципы  построения  программы
Программа построена на основе следующих принципов:
* Дифференцированного подхода.
Ведется совместная деятельность педагога и ребенка, основанная на началах сотрудничества.
Учитывается индивидуальность каждого ребенка.
Системность подхода к решению теоретических и практических вопросов различных составляющих дифференцированного обучения.
Обучение ведется последовательно «от простого к сложному»
*Учета возрастных особенностей.
Подбираются формы, методы, приемы соответственно возраста  детей.
*Наглядности.
При обучении используется красочный демонстрационный и раздаточный материал.
*.Доступности и креативности
Каждый ребенок подводится к самоанализу и самооценке.
Дети выполняют работы по принципу «делай как я», «посмотри на образец и  сделай  лучше и интереснее»,    «посмотри на чертеж и  сделай  самостоятельно». При  этом участие  педагога  обязательно.                          *Единства развивающей и диагностирующей функций
Применяемые методы обучения соответствуют его содержанию.
Переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и последующим осуществляется с обязательной фиксацией  фактов усвоения: тесты, диагностика, контрольные занятия, проводятся занятия обобщения  и закрепления,  олимпиады, оформляется портфолио каждого ребенка. Применяются в практической работе аналогии, сравнения, сопоставления, позволяющие проанализировать степень овладения детьми содержания образовательной программы, оценить их  интеллектуальное творчество.
*Связь теории с практикой.
Каждый блок программы заканчивается повторением и обобщением пройденного материала, где дошкольники на практике могут показать свои знания. 
*Принцип воспитания в процессе деятельности.
Поощрение активности детей, чередование их деятельности с отдыхом, требовательное отношение к недостаткам деятельности.

На основе принципов построения программы определяются приемы и  методы обучения и воспитания.

Методы
*Словесный  (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог).
*Наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование).
*Исследования (знакомство с библиотечным фондом и электронными носителями).
*Практическая работа (упражнения, зарисовки, схемы, чертежи).
*Наглядный (образцы, таблицы, схемы, раздаточный материал)
*Обучения успехом (поощрения, открытые занятия для родителей).
*Игровой (путешествия, конкурсы, соревнования, праздники, ролевые и деловые игры и др.).
*Убеждения (пример, самоанализ, анализ практической деятельности).

Сроки реализации, объём программы
Программа предназначена для детей  дошкольного возраста от 4 до 7 лет, рассчитана на три года обучения, 36 часов в год.

Формы  и режим  занятий:
игра, конкурс, викторина, объяснение, практическое занятие, соревнование, диалог.  

Занятия  проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня  в хорошо оборудованном помещении при наличии необходимого  материала. Работа ведется как со всей группой, так и по парам и звеньям, а также индивидуально с каждым ребенком.  Расписание  занятий составляется с учетом климатических условий Крайнего Севера, режима  работы общеобразовательного учреждения. Наполняемость группы  от 10 до 15 человек.
При зачислении в детское объединение каждый родитель должен представить справку от врача о состоянии здоровья ребенка                                  с заключением о возможности заниматься в детском объединении.

Методическое обеспечение
* наглядный  материал (таблицы, пособия, образцы),
* раздаточный материал, который постоянно пополняется и совершенствуется,
* сценарии, разработки, конспекты.

Материально – техническое обеспечение
- дидактический материал, школьная доска, тетради, карандаши, ластик,
аудио и видеоаппаратура, ПК.

Способы определения и фиксации результатов
В процессе реализации программы проводится тестирование детей, опрос родителей, составляется индивидуальная диагностическая карта обучающегося и портфолио выпускников.
А также педагог отслеживает результаты детей  с помощью ролевых игр, творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр. Используются тесты:
*А. Зака (игры «Просвет», «Разное – одинаковое», тренировочные задачи)
*упражнения С. Коваль на развитие памяти
*рисуночные тесты С. Степанова
*диагностические таблицы А. Марковой по выявлению способностей дошкольника к учению и его мотивации.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Считалочка»
Подведение итогов реализации программы проводится в виде  открытых занятий для родителей, тестовых заданий,  анкетирования родителей,  олимпиад для выпускников, ролевых и деловых игр обобщающего характера, заключительного праздника.

Первый год обучения.
Ожидаемые результаты
По программе к концу  первого года обучения,  дети должны
знать:
*названия и последовательность чисел от 0 до 5;
* знать геометрические фигуры (круг, квадрат,  прямоугольник, треугольник);
*  части суток: день, ночь, утро, вечер;
* понятия: вчера сегодня, завтра;
Уметь:
*читать, записывать числа в пределах 5 и сравнивать их;
* получать число путем прибавления единицы к предыдущему числу и путем вычитания из последующего;
*составлять и решать  простые задачи на сложение и вычитание;
*сравнивать предметы по величине, пользуясь понятиями: шире - уже, длиннее - короче, выше - ниже и т. д.;
*сравнивать количества: столько же – не столько же, группы предметов: один – много и уравнивать их двумя способами;
*моделировать  реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур по образцу;
*ориентироваться в пространстве «от себя»: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу;
*ориентироваться во времени суток: день – ночь, утро – вечер.
*владеть навыками коммуникативного отношения со сверстниками во время занятий;
*правильно организовать рабочее место.

Просмотров: 477
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка рабочей программы по реализации образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Бойко Ольга Марксовна, Гришина Елена Станиславовна. Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей старшей группы
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Людмила Маслова. Родительское собрание на тему: «Задачи воспитания и обучения в младшем дошкольном возрасте» Программа «От рождения до школы»
  • Приезжих Наталья Николаевна. Примерное перспективное планирование игр и упражнений с большим и малым мячами для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения.
  • Ирина Толмачева. Семинар-практикум 'Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы'
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Улядарова Ольга Станиславовна, Магомедова Айханум Ахмедовна. Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста (в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»).
  • Бойко Наталья Юрьевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОДО
  • Толмачева Светлана Сергеевна, Надорова Татьяна Владимировна. Методика эффективного контроля усвоения детьми программы занятий в ДОУ
  • Гумберг Анастасия Сергеевна. Ручной труд. Обучение старших дошкольников шитью мягкой игрушки в условиях реализации дополнительной образовательной программы «Забавная игрушка».
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Гойдина Светлана Николаевна. «Модель адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
  • Сагайдак Екатерина Александровна. Анализ эффективности образовательной программы для детей с ОВЗ
  • Логвиненко Ольга Ивановна, Баринова Екатерина Анатольевна. Этнопедагогический подход в воспитании детей младшего дошкольного возраста на примере программы «От рождения до школы».
  • Белая Ирина Викторовна. «Применение интерактивных и активных методов обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы»
  • Шестерикова Наталия Николаевна. Конспект выступления на педсовете 'Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования 'От рождения до школы в соответствии с ФГОС' (пилотный вариант)
  • Каверзнева Елена Алексеевна. Преодоление задержки развития детей раннего возраста в процессе обучения навыкам самообслуживания.
  • Ломоносова Татьяна Николаевна. Методические рекомендации по реализации программы организации коррекционно-развивающей деятельности в старшей группе компенсирующей направленности
  • Ленгард Софья Ильдаровна. Программа занятий по развитию произвольной памяти детей дошкольного возраста
  • Симоненко Екатерина Сергеевна. «Применение дистанционных образовательных технологий при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Эффективное сетевое взаимодействие с родителями».
  • Сехина Ольга Константиновна. Реализация программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами музейной педагогики
  • Борисова Наталия Ивановна. Игровые приемы в системе обучения аппликации детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Тетеревкова О. М Поликухина В. Ю.. Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь