Авторы публикации:
- Толмачева Светлана Сергеевна – воспитатель
- Надорова Татьяна Владимировна – воспитатель
ГБОУ Многопрофильная школа № 1220
В учреждениях дошкольного образования контроль усвоения программы занятий является основной составляющей образовательного процесса. Эта важнейшая задача целиком и полностью возлагается на педагога, который в процессе разработки программы, определяет формы и методы контроля образовательных результатов.
При формировании образовательной программы необходимо понимать насколько образовательный процесс способствует формированию ключевых компетенций у ребенка. Для этого необходим тщательный мониторинг занятий.
Мониторинг проводится с целью получения ответов на следующие вопросы:
- Достигается ли цель учебно-воспитательного процесса?
- Существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований?
Иными словами, на вопросы, отражающие характер эффективности применяемой программы.
Рассмотрим один из вариантов методики проведения такого мониторинга:
На текущем занятии:
1. Первоначальный контроль знаний – перед началом изучения темы необходимо иметь понимание о представлении ребенка по данной теме. Возможно у детей уже есть какие-нибудь знания по данной теме. Необходимо их зафиксировать в процессе опроса по некоторому стандартному набору вопросов. Количество и перечень таких вопросов остается на усмотрение педагога. Это необходимо чтобы:
- Скорректировать возможные ошибочные представления детей.
- Перестроить концепцию занятия, акцентируя внимание на других аспектах темы, которые детям неизвестны.
2. После теоретического представления темы (согласно плану педагога) рекомендовано задать детям несколько вопросов на понимание. Проводится групповой или индивидуальный опрос – на усмотрение педагога. Данный опрос позволит:
- Повторить важные пункты занятия.
- Провести первичный контроль усвоения детьми изученной темы. На уровне общих показателей выставляется формальная средняя оценка. Система оценивания не рассматривается в данной работе. Результаты контроля сохраняются и обрабатываются наиболее удобным для педагога способом (таблицы, диаграммы и другие).
3. После опроса ребенок выполняет практическое контрольное задание для проверки усвоения данной темы. Существуют разные варианты проведения таких практических занятий: индивидуальное задание, групповое задание (интерактивная игра, концерт, спектакль и другие). Вариант выбирается педагогом в зависимости от плана программы и изучаемой темы.
На следующем занятии:
- Проводится опрос, обобщающий понимание изученной темы.
- Индивидуальное обсуждение результатов практической работы для наиболее лучшего понимания результата работы ребенка. Работа над ошибками.
- Педагогом производится итоговое оценивание работы ребенка в рамках изученной темы. На уровне общих показателей выставляется формальная оценка средняя оценка. Система оценивания не рассматривается в данной работе. Результаты контроля сохраняются и обрабатываются наиболее удобным для педагога способом (таблицы, диаграммы и другие).
Вне занятия:
- Обсуждение с родителями итогов изученной темы.
- Формирование рекомендаций и предложений по закреплению изученной темы для родителей в зависимости от итоговых результатов.
Таким образом, мониторинг занятий позволяет:
- Определить степень эффективности обучения по программе.
- Проанализировать результаты.
- Внести коррективы в учебный процесс.
- Воспитанникам, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда.
Однако, предложенная методика является одним из множества существующих вариантов проведения контроля усвоения материала детьми на занятиях в ДОУ. В заключении хочется отметить, что выбор той или иной методики или возможность комбинирования нескольких остается на усмотрение педагога.
|