«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».
Д.С. Лихачёв
Тема проекта «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем» выбрана неслучайно.
Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.
Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Цель проекта:
воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям
Задачи проекта:
- Дать знания детям о родном селе: достопримечательности, люди, природа
- Познакомить с культурой и традициями Кинельского района.
- Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Малой Родины.
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
- Технологический блок: разработка образовательной деятельности с использованием развивающего обучения
- Организационный блок: создание предметно-развивающей среды
Вид проекта: групповой
Участники проекта: дети 6-7 лет (подготовительная группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателя подготовительной группы.
Сроки реализации проекта: месяц
Основной раздел программы: познавательно — речевое развитие
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор исторической литературы,
- подбор произведений русского народного творчества,
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
- дидактические игры,
- выставки книг, рисунков, поделок,
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
Проведение НОД (непосредственно – образовательная деятельность), на темы: “Дом, в котором я живу», «Достопримечательность нашего села», «Птицы и животные нашего села», «Моя малая Родина!»
Словотворчество с родителями «Сочинить рассказ о своей улицы»
Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего села», «Мой край родной», «Я — фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Экскурсии и фото экскурсии по селу
Оформление альбомов «Достопримечательности моего села», «Природа моего села»
III. Презентационно — завершающий
Презентация “Моя малая Родина –Кинельский район! ”
Выставка продуктов детской деятельности.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали? ”
Предполагаемый результат:
- Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний об истории и жизни родного края.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному селу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы проекта:
- Наблюдение,
- совместные игры,
- познавательные игровые занятия,
- беседы.
Достигнутые результаты:
«Подлинная встреча» с культурным наследием села, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по художественному творчеству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. НОД построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта
Предложения по возможному распространению проекта: Проект можно использовать в любой группе детского сада, в кружковой работе.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, селу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
|